Предложение как основная единица синтаксического анализа. Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц - словосочетания и простого предложения. Простое предложение как синтаксическая единица


Синтаксис - раздел русского языка, который рассматривает построение связной речи. Предметом его изучения является словосочетание и предложение.

Односоставные предложения - что это такое?

Наверняка каждый из нас задавал себе этот вопрос. Человек выражает свою мысль, эмоции, вопрос, удивление, отрицание через слова, словосочетания, предложения. В этом проявляется соединение языка и мышления. Т. е предложение является минимальной единицей человеческой речи, в которой органически соединяются слова. Оно имеет законченную мысль и определенную интонацию. В науке известно более 200 различных определений предложения, но все они говорят о единстве мышления и его выражения через связанные между собой слова.

Рассмотрим предложения по составу

В русском языке бывают односоставные и двусоставные предложения. Такое разделение зависит от наличия грамматических центров. Если в предложении есть состав и подлежащего и сказуемого, то оно называется двусоставное предложение. Если же оно состоит из одного подлежащего или одного сказуемого, то односоставное.

Односоставные предложения

Мы выяснили, что наличие только одного главного члена в предложении делает его односоставным. Получается, что он - единственный организующий центр, показывающий предмет, действие или явление, выражающий свое отношение к происходящему. Второй центр в предложениях отсутствует, но и без него понятно, о ком или о чем идет речь, это лишь структурная особенность предложения. Сравните: "Студенты внимательно читают задание: выполняют контрольную работу". Предложение "...выполняют контрольную работу" неполное, нет подлежащего, но из контекста понятно, о ком идет речь. Или: "В новостях передали о последних достижениях науки". В этом предложении подлежащего нет, но и нет неполноты смысла, поскольку важно - не кто его сообщил, а само действие. В предложении: "Говорю тебе о любви" подлежащего нет, но его легко восстановить, та как сказуемое дано в 1 л, ед. ч.: (я) говор - ю.

Односоставные предложения и их группы:

1. Предложения с одним главным членом - сказуемым.

2. Предложения с одним главным членом - подлежащим.

Предложения с одним сказуемым

Односоставные предложения определенно-личные: в таких конструкциях сказуемое выражается глаголами повелительного наклонения: бегу, беги, бегите; везу, вези, везите, везем. Эти глаголы своими окончаниями указывают на определенное лицо -подлежащее (я, ты, вы, мы). Например: "Жду от тебя письма", "Пойдемте вместе", "Пришли посылку", "Уходим завтра утром".

Предложения неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Эти два типа близки друг к другу. Неопределенно-личные предложения употребляются с глаголами - сказуемыми, стоящими во множественном числе прошедшего времени. Указывают на действие, выполняемое неопределенным кругом лиц. Употребляются с глаголами 3 лица настоящего времени: "К кому-то громко постучали", "Наконец и нам принесли обед". Обобщенно-личное предложение показывает действие широкого обобщенного круга лиц. В нем глагол - сказуемое во 2 лице единственного числа: "Семь раз измерь, один раз отрежь". А также может быть в форме 3 лица множественного числа: "После драки кулаками не машут". Иногда встречается и в форме 1 лица множественного или единственного числа: "Простим им ошибку молодости", "Чужим помогу, себе не смогу". Чаще всего такие предложения встречаются в пословицах и поговорках.

Односоставные безличные предложения

В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. "Небо светлеет" (личное предложение), "Светлеет уж в поле" - безличное, подлежащего нет. Кто совершает действие - неизвестно. Бывают еще инфинитивные безличные предложения. Здесь сказуемое выражается одной неопределенной формой глагола. Употребляется в разговорной речи: "Лучше этого выдумать невозможно", "Молчать!", "Встать!", "Помиловать нельзя".

Односоставные предложения с одним подлежащим

Назывное предложение. Состоит только из подлежащего или подлежащего и поясняющих его слов. Они утверждают о присутствии явления в настоящем времени, например:

"Весна. Цветы расцвели."

"Осень. Дни стали холоднее."

"Грохот, шум, гам! В школе началась учеба."

Односоставные предложения бывают распространенными или нераспространенными. Это зависит от наличия в предложении второстепенных членов, которые поясняют главный член.

Предложение (в широком смысле) – это любое высказывание, являющееся сообщением о чем-либо.

Предложение (в грамматическом смысле) – это единица сообщения, обладающая значением предикативности, построенная по специальному грамматическому образцу, имеющая собственную семантическую структуру.

Многоаспектность характеристик

Предложение является самой многоаспектной и неоднозначно оцениваемой единицей синтаксиса.

Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Изучение предложения как языковой единицы – Л.В.Щерба. О.Есперсен (семантический подход), Н.Хомский, Д.С.Ворт (порождающая грамматика), Л.Теньер, Л.Блумфильд (синтагматическая грамматика), Д.Н.Шмелев (разноуровневая организация).

Н.Ю.Шведова: предложение как двусторонняя единица – языка и речи.

Набор конституирующих признаков предложения:

Формальная организация:

1. наличие предикативной основы;

2. способность к формальным изменениям;

3. свои правила распространения.

Семантическая организация:

4. наличие связанных друг с другом языковых значений в их иерархии (главные/второстепенные члены)

Коммуникативная организация:

5. способность к актуализации информации.

Конституирующие признаки предложения

1) Предикативность

2) Интонационная оформленность

Понятие предикативности

Предикативность – от лат. praedicare - высказывать, сообщать. Термин закрепил в научном обиходе В.В.Виноградов.

1) Темпоральность – отношение сообщаемого ко времени.

2) Персональность – отношение сообщаемого к определенному лицу.

3) Модальность – отношение сообщаемого к действительности и отношение автора к сообщаемому.

Темпоральность

1) Синтаксическое настоящее время – событие реально осуществляется в момент речи: глагол в форме наст.вр.

(Стоит жара); прошедшее время в контексте настоящего – для передачи обычного действия (Утром встал, позавтракал и – в метро), будущее время в контексте настоящего, сообщение с оттенком вежливости (Предложу вам чашечку кофе. – Спасибо. Не откажусь); безглагольная конструкция (Смысл жизни – в любви, в детях, в труде).

2) Синтаксическое прошедшее время – событие предшествовало моменту речи: глагол в форме прошедшего времени (Улыбка на лице исчезла), настоящее время – для придания сообщению живости (Вчера пишу реферат и вдруг слышу шум за дверью), будущее время показывает, что действие реально не состоялось в прошлом (Почему ты не сообщишь родителям о дне свадьбы?).

3) Синтаксическое будущее время – действие осуществляется после момента речи: форма будущего времени (Я начну готовится к экзамену), настоящее время – контекст представляет будущее как очень близкое (Завтра я лечу в Москву), прошедшее время – будущее представляется как имеющее результат в настоящем (Ну, я пошел домой)

Персональность

Формы выражения синтаксической категории лица: личные формы глагола (Пишу очерк), личное местоимение в роли подлежащего (Он очень доволен); структура предложения (3 лицо: Знание – сила; 2 лицо: Не видать тебе праздника;) интонация (Не прислоняться к дверям! – приказ собеседнику).

Модальность

Виды модальности

Объективная модальность

Отношение сообщаемого к действительности.

1) Реальная объективная модальность: изъявительное накл. – Сегодня идет снег.

2) Ирреальная объективная модальность: условное и повелительное накл. – Пошел бы сегодня снег!

Субъективная модельность

Отношение говорящего к сообщаемому.

Снежок идет сегодня.

Видимо, пойдет снег.

Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску.

Предложения классифицируются по нескольким признакам:

1) По цели высказывания:

Повествовательные (содержат сообщение);

Вопросительные (содержат вопрос);

Побудительные (содержат побуждение к действию).

2) по эмоциональной окраске:

Восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию);

Невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске).

3) по строению:

Простые (двусоставные, односоставные)

Сложные

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110).

Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

Предложения считаются утвердительными или отрицательными в зависимости от указания в них на наличие или отсутствие связи между предметами и их признаками в реальной действительности.

Структурная характеристика предложений строится на основе учета различных признаков данной структуры. Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких.

Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Отсутствие возможности членения некоторых видов предложений, т.е. выявления в их структуре отдельных членов, приводит к выделению особого типа предложений - нечленимых (слов-предложений).

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Работа над предложением занимает в обучении рус. языку центральное место потому, что на синтаксической основе осущ. усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой мл. школьники осознают роль в языке имен сущ., прил., глаг. и местоим.

Выделяют пять направлений работы над предложением:

1. Формирование грамматич. понятия «предложение».

2. Изучение стр-ры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматич. основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспростр. предложений.).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.



4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Классификация упражнений с предложениями:

1. Классификация в зависимости от преобладания анализа и синтеза (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические).

2. Классификация в зависимости от самостоятельности и познават. активности (на основе образца, конструктивные, творческие).

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу).

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматич. теорию (или опираются лишь в частности), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматич. понятия и правила.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; школьник составляет предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлении предложений:

1. Дается тема для сост. предложения («Составить предложение о реке» и т.д.).

2. Дается картинка – предметная или сюжетная; предложение сост. по картинке.

3. Даются 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в сост. предложении.

4. Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью (например, фразеологизм).

Творческие упражнения наиболее ценны в развитии речи учащихся.

Виды упражнений для работы над предложениями:

1. Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространирть.

2. Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предл. начинается с основы предл., затем с помощью вопросов находятся словосочетания. например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. Ставятся во росы, выясняется наиболее удачный порядок слов.

3. Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

4. Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются: основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения.

5. Составление предложения по данной схеме или вопросам.

6. Составление рассказа с последующим анализом предложенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена.

Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

2) Методика работы с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Уроки литературного чтения.

3) Анализ стр. 26-27 «Букваря» В.В. Репкина и др.

Система Эльконина-Давыдова.

Поэтапно отражено формирование общих способов письма и чтения как взаимообратных действий. Страницы включают не только упражнения и тексты для чтения, но и специально подобранные слова для письма. Много времени уделяется работе со звуками и одновременно с буквами.

17. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Простое предложение.

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.

Основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение.

Предложение выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, иными словами, для общения.

В отличие от предложения словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое.
Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.

Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как согласуемая часть речи может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.

В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием. Виды синтаксической связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном - не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение.
В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос.

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

В иерархической системе синтаксических единиц предложения занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, которая образуется из слов и словосочетаний, а с другой - как единица, вичленовується из текста. Образуя предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями и выражают мнение, то есть некое сообщение о предметах и явлениях действительности. В предложении выражается отношение говорящего к фактам действительности с точки зрения утверждения, отрицания, неуверенности, достоверности, недостоверности.

Подавляющее большинство предложений имеет типичную формально-синтаксическую строение - наличие предикативної пары (подлежащего и сказуемого).

Предложение - многоаспектная единица, выделение которой основывается на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство:

1) самостоятельность функционирования;

2) предикативность;

3) интонационная оформленность и смысловая завершенность;

4) грамматическая организованность.

Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицу языка и речи.

Итак, предложение - это грамматически и интонационно оформленная по законам определенного языка коммуникативная единица, которая является основным средством формирования, выражения и сообщения мыслей, волевых чувств, эмоций: / спасет того в скорби наша мечта золотая, наш лозунг и цель: родной язык в родной школе; Живите! Идите на сизые горы, в тернах распевая песни, летите в незмірені просторы, навстречу солнцу и весне (3 тв. А. Олеся).

Предложение соотносится с логическим суждением: Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична (М. Волновой). В этом предложении утверждается мысль, которая является суждением, а формой выражения его предложение.

Предложения и суждения - понятия соотносимые, но не тождественные. Суждение является предикатным сочетанием субъекта, т. е. понятие о определенный предмет, и предиката, отражающего признак субъекта. Субъект выражается группой подлежащего, а предикат - группой сказуемого: Речь (субъект) есть удивительное и совершенное творение народного духа (предикат).

В суждении всегда наличествуют две главные члены, а предложение может состоять и из одного: Осенить землю безщасную надо (Леся Украинка); Поздний вечер. Темень (В. Козаченко). В первом предложении словесно не выражен субъект, во втором - предикат.

Суждение выражается только предложением, а предложение может выражать, кроме суждения, чувства, эмоции, переживания человека: Весна, Весна! Которая синева, кругом прозрачные (П. Тычина).

Итак, каждое суждение является предложением, но не каждое предложение является суждением (не являются суждениями вопросительные, побудительные бажальні предложения).

Существенными признаками предложения являются предикативность, модальность и интонация.

Предикативность - это отношение повідомлюваного к действительности. Она охватывает те особенности предложения представляют:

а) повідомлюване как реальное (в настоящем, прошлом или будущем времени): В синих скалах поэзии волей и умом я обтесую слово, как камень твердое (Л. Забашта); Сшил себе ежик из будякових колючек гарнесенький полушубок (О. Олесь); Я тебя буду искать, буду искать, я тебя буду ждать, буду ждать, я о тебе у людей спрашивать, все отдам за тебя без веса (С. Летюк);

б) повідомлюване как ирреальное, т. е. возможное, желаемое, необходимое: Нежную, нежную, как дыхание былины, я хотел бы вам песню сплести. Из лучей зари, из нитей паутины... (О. Олесь). В приведенных примерах не только говорится об отдельных событиях, утверждается их наличие, но и выражается отношение авторов к содержанию сообщения (его желательность или нежелательность, необходимость, вероятность). Оценка содержания говорящим реальности/ирреальности называется модальной. Средствами выражения модальности являются формы способов глаголов-присудків, интонация, модальные слова, частицы. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходят или не происходят, глаголы повелительного наклонения выражают действия желаемые, а глаголы условного наклонения - ирреальные действия, вероятные. В модальных слов относятся полнозначные слова, при помощи которых выражается оценка повідомлюваного (к счастью, к сожалению, видимо, наверное, бесспорно, кстати и др.). Модальные частицы (словно, как будто, языков, словно, будто), интонация могут придавать высказыванию характер невизначності. Сравн.: Он думает. - Видимо, он думает. - Он как будто думает.

Существенным признаком предложения является интонация, , которая выступает средством оформления предикативності и модальности. Интонация оформляет предложение как целостную коммуникативную одининю. В зависимости от коммуникативного назначения предложения выделяют интонацию сообщения, вопроса, побуждения и прочее. А в звенящей прохладной сини проплывают ключи клюкве! (Н. Кащук)

Интонация выполняет и роль сопроводительного способа выделения коммуникативного центра высказывания. Интонационные особенности является важным средством различения типов предложений по цели высказывания: розповідних, вопросительных и побудительных.

Предикативность и интонационная завершенность являются основными признаками предложения, отличающими его от словосочетания и слова.