Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий. «Игры на развитие слогового анализа и синтеза Игры на развитие слогового анализа и синтеза


Консультация для родителей.

Тема:

Формирование навыков слогового анализа и синтеза в игре.

Слоговой анализ - деление слов на слоги с определением последовательности и количества слогов в словах.

При формировании слогового анализа и синтеза важно опираться на классификацию А. К. Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (дача).
  2. Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
  3. Двухсложные слова с закрытым вторым слогом (диван).
  4. Двухсложные слова со стечением согласных в середине (банка)
  5. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).
  6. Трехсложные слова с закрытым последним слогом (бегемот).
  7. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
  8. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

(ягненок).

  1. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
  2. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол).
  3. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт).
  4. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
  5. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).

Опираясь на эту последовательность, я подобрала слова с разной слоговой структурой, напечатала карточки по которым родители дома а мы с детьми в детском саду будем закреплять умение детей делить слова на слоги, чётко произносить слова разной по сложности слоговой структуры. Игровые приёмы будем обсуждать далее.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.

1 этап: с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

2 этап: формирование действия в речевом плане.

3 этап: формирование действия в умственном плане (на основе слухо – произносительных представлений).

При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Знакомство с гласными звуками и их выделение в словах способствует формированию слогового анализа.

Игровые упражнения:

  1. Игра в мяч.

« Встречу слово на дороге.

Разобью его на слоги».

Произнося слово по слогам, ребенок ударяет мячом об пол на каждый слог. Количество ударов соответствует количеству слогов.

  1. « Телеграф».

Произнося слово по слогам, ребенок отхлопывает ладошками каждый слог.

  1. « Домики».

Перед детьми домики с разным количеством окошек (от 1 до 4).

Дети должны разложить по домикам картинки или расселить жильцов (игрушки) соотнося количество слогов в словах с количеством окошек в домиках.

  1. «Слоговой кубик».

На гранях кубика изображено разное количество квадратиков. Ребенок подбрасывает кубик и в зависимости от количества квадратиков на верхней грани подбирает картинку с соответствующим количеством слогов (игрушку и т.д.)

  1. «Слоговой волчок».

Игра аналогична слоговому кубику. Квадраты приклеены к граням кубика.

  1. «Слоговое домино».

Играть можно от 1 до 6 человек. На каждой карточке по 2 предметные картинки. Первый играющий выкладывает любую карточку. Второй анализирует количество слогов в словах и выкладывает свою карточку таким образом, чтобы у рядом лежащих картинок количество слогов совпадало.

  1. «Зарисуй схему».

Предлагаем зарисовать слоговую схему названного слова.

  1. «Подберу схему».

Предлагаем подобрать готовую схему к заданным словам.

  1. «Придумай слово к схеме».

10 . «Куклы и подарки».

Необходимо придумать куклам имена, состоящие из 1, 2, 3 слогов

(Том, Катя, Наташа), а затем подарить им подарки. Количество слогов в названии должно совпадать с количеством слогов в именах.

  1. «Слоговая цепочка».

Ребенку предлагается ряд картинок. Надо выложить из них цепочку по мере увеличения количества слогов в словах.

Сом – веник – машина – телевизор

  1. «Лото».

Перед детьми лото и карточки с цифрами. Ребенку нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.

  1. Подбери слова с заданным количеством слогов.
  • по сюжетной картинке
  • выдели из предложения, из текста…
  1. « Пропускаем мы во двор

Слов особенный набор».

Дети строят воротики из ладошек (ладошки на ребре).

Даем инструкцию: открывать ворота только тогда, когда услышат слово из 1 слога (2, 3).

  1. « Слог и слог – и будет слово.

Кто добавит слог до слова?»

Взрослый называет слог. Ребенок добавляет свой слог, чтобы получилось слово.

Жи… (вот, раф, вой), ма …(ма, ша)…

  1. Выделить из предложения слова , состоящие из определенного количества слогов.
  1. Умные раскраски.

Раскрась только тех зверей, в названии которых один слог.

Раскрась только те фрукты, в названии которых два слога.

Раскрась только те овощи, в названии которых три слога.

  1. Посчитай количество слогов в словах обведи в кружок нужную цифру.

Вычерчивание схем слогового состава:

Прямоугольник делится на столько частей, сколько слогов в слове.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

  1. «Собери слово».

Из слогов, названных взрослым в разном порядке, составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро - …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал - …
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та - …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…

  1. Найди слог, вставь недостающие слоги .

Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на

  1. «Закончи слово».

Ребёнку предлагают склеить два осколочка слова. Взрослый называет 1 – ые «осколочки» (части слова), ребёнок добавляет один и тот же «осколочек» - пропущенный слог, а затем произносит получившееся слово целиком.

Пример 1: мы будем с тобой собирать из частей слова. Я называю тебе первую часть слова, а ты все время будешь добавлять вторую часть, которая звучит: «точка».

Слова для справок: ве(точка), лас(точка), кос(точка), де(точка), лен(точка).

Пример 2 . Синтез слов с последним слогом – за –

Ко(за), сле(за), ро(за), гро(за), зано(за), мимо(за) , стреко(за, Бере(за), глюко(за).

Пример 3 . Высокочастотным является пример использования слов, содержащих закрытый слог: сок. Слова для справок: но(сок), ле(сок), пе(сок), поя(сок), голо(сок). воло(сок), коло(сок).

  1. «Сложи слова».

Сделай из двух слов одно.

(дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки


Проблема нарушений письменной речи у учащихся - одна из самых актуальных для школьного обучения. Недостаточная сформированность
фонематического восприятия, а также связанного с ним звукового анализа и синтеза слов приводит к появлению на письме специфических ошибок:

  • пропуск букв в словах, добавление букв, перестановка букв;
  • пропуск, добавление, перестановка слогов;
  • слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.

Отработка умения делить слова на слоги (слоговой анализ) и составлять из слогов слова (слоговой синтез) имеет важное значение в освоении детьми навыка письма. От того, насколько четко учащиеся дифференцируют артикуляцию сходных по звучанию фонем, овладевают процессом слогоделения, зависит дальнейшее формирование у них грамотного письма.

Упражнений и игр на развитие слогового анализа в логопедической литературе довольно много. После того как дети научатся хорошо различать гласные и согласные звуки в словах разнообразной структуры и поймут основное правило слогового деления, необходимо особое внимание уделить закреплению операций слогового анализа и синтеза. Предложенные игры способствуют решению многих задач речевого развития учащихся начальных классов.

Они могут быть использованы на занятиях по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; акустической, аграмматической дисграфии; дизорфографии. Предлагаемый материал будет также полезен учителям начальной школы на уроках русского языка при закреплении темы “Слоги”, “Ударение”, в работе над словарными словами.

Родители учащихся могут воспользоваться играми в домашних условиях для совершенствования у ребенка навыка деления слов на слоги, написания словарных слов.

Игра "Прочитай слово по номеру слога в названии картинки"

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять в умении выделять определенный слог; формировать навык написания словарных слов.

Оборудование: карточки с картинками.

Инструкция:

  1. назови, что нарисовано;
  2. определи в каждом слове количество слогов;
  3. найди в каждом слове указанный слог, запиши его в тетрадь;
  4. прочитай получившееся слово;
  5. подчеркни в этом слове "сомнительное место" (орфограмму).

Игра "Имя сказочного персонажа"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Вариант 2

Инструкция: выпиши из каждого слова ударный слог - и узнаешь имя сказочного персонажа.

  1. Молоко, лошадь, клубок. (Колобок.)
  2. Золото, галушки, шкафчик. (Золушка.)
  3. Маска, утро, глина. (Маугли.)
  4. Мальчик, телевизор, стена. (Мальвина.)

Игра "Прочти пословицу"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении выделять ударный слог; воспитывать интерес к народной мудрости (пословице).
Оборудование: карточки с набором слов.
Инструкция:

  1. выдели в каждом слове ударный слог;
  2. запиши выделенный слог в тетрадь;
  3. составь из полученных слогов новые слова, а из этих слов - предложение.

1. Перец, роза, пища, планшет, а, умный, восемь, кредит.
(Перо пишет, а ум водит.)
2. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, старый, яма, рисунок,
маленький.
(Голова без ума - пустая сума.)

Использование на коррекционно-педагогических занятиях подобных игр обеспечивает условия для формирования грамотности у учащихся, повышения эффективности обучения. Дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес, при этом облегчается восприятие изучаемого материала. Игровые ситуации на занятиях всегда вызывают положительные эмоции, снимают усталость, напряжение, что содействует повышению мотивации к учебе. Практика показывает, что систематическая работа по развитию и совершенствованию навыков звукового, слогового анализа и синтеза позволяет устранить или значительно уменьшить количество ошибок на письме.

Материал ориентирован на логопедов, педагогов учителей и родителей. В статье затронута проблема преобладающего вида дисграфии у школьников — и упомянута актуальность работы над слоговым синтезом и анализом. В публикации представлены примеры упражнений и заданий для профилактики и коррекции пропусков на письме и ошибок слоговой структуры слов.

Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.

К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация.

Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.

Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.

Слоговой синтез: этапы работы.

На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.

В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.

Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).

Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).

Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.

Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.

Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

1. «Половинки».

Найди части слов, соедини слоги и запиши:

2. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1

3. «Абракадабра».

В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.

ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.

4. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
лод, хо -…
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…

5. Найди слог, вставь недостающие слоги.

Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на

6. «Сложи слова».

Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

7. «Примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

8. «Слоговой зигзаг».

Прочти по стрелкам предложение.

9. Сложи по заданным слогам.

Сложи 1-ые слоги:

Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду

Сложи 2-е слоги:

еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой

Сложи 3-и слоги:

петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили

2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать

2слог 3слог 3слог
напугать березы подарили

Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов .

1. «Назови по порядку!» Назвать в заданном слове все звуки по порядку.

2. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук - в конце слов звук К; сани, сом, сук - в начале слов звук С; козы, розы, возы - всередине слов звук З.

3. «Послушай и посчитай!»

Произносить слова из одного-двух-трех слогов, дети их считают.

4. «Назови и раздели!».Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;

в) загибают пальчики на руке;

г)откладывают на каждый слог палочки.

5. «Отстучи правильно». Ребенок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

6. «Слушай внимательно». Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

7. «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА - рама, радость, работа...

8. «Найди и закончи». Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребенок заканчивает. Например, ЗА-бор,СА-ни, ЛУ-на.

9. «Добавь начало». Взрослый произносит последний слог названия одной из предложенной картинки, а дети называют начало слова или все слово: СЫ - часы, БА - рыба, НО - окно.

10. «Придумай сам!»:

а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

11.«Добавим звуки!»

Что получится, если к началу слова РОТ добавить К? (крот)

Чем различаются слова РОТ - КРОТ по смыслу? (рот - часть тела, крот - животное).

Чем различаются слова по звуковому составу? (в слове КРОТ - 4 звука, в слове РОТ - 3).

12. «Звук потерялся!». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот - зонт, тиг - тигр, бат - брат....Ребенок добавляет пропущенный звук.

13. «Самое длинное слово». Среди 5-6 картинок надо найти ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

14. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например, К,С, О. Нужно составить из них слово (СОК).

15. «Что получится?»

Что получится, если в слове «сок» С заменить на Б?; затем - на Т...; если звук О заменить на А?...

16. «Что заменим?»

Что нужно заменить, чтобы вместо слова СОК получилось слово СУК?

Слова для работы по данному заданию:

Сеня - Соня - Толя - Коля - Поля - воля;

игла - игра - икра; кара - фара - фарс - барс; кисть - кость - гость;

лук - жук - сук - сок - кот - тот - пот - пол - кол - вол; кабина - калина - малина - Марина;

кошка - мошка - мышка - мишка - миска - маска - марка;

сам - сом - сор - сук - суд - сад - рад - род - кот - кит.

17.«Меняем на одном месте».

Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

бак - бык - бук - бок, лук - тук - сук - жук - бук

гора - кора - пора - нора, гол - кол - пол - мол - дол

дом - том - сом - ком - лом, день - тень - пень - лень

18. «Найди ошибку!»

Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук с длинными усами!» (жук)

У вратаря большой улов - влетели в сетку пять волов. (голов)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это! (билета)

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной вырос зуб молодой! (дуб)

На виду у детворы крысу красят маляры! (крышу)

Посмотрите-ка, ребята, раки выросли на грядке! (маки)

19. «Найди слово в слове». Укол - кол, экраны - краны - раны, дудочки - удочки - дочки - очки, дубок - дуб, драма - рама, кров - ров, крапива - ива, клен - лен, муха - уха, плуг - луг).

20. «Отними слог». Фасоль - соль, камыш - мышь, майка - май, чайка - чай, часто - час, радуга - дуга, каток - ток, выход - ход, вызов - зов, ищи - щи).

21. «Добавь звук!» Лев - хлев, луг - плуг, лень - олень, мех - смех, оса - коса, ухо - сухо, ура - Шура, стол - столб, пар - парк, пол - полк, пена - пенал).

22. « Добавь слог!» Дуга - радуга, под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.

23. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот - туфли - иголка - апельсин...

24. «Начни со слога!» Последний слог становится первым в следующем слове: насос - соска - каша - шары - рыба - бабушка...

25.«Переставь слоги». Сосна - насос, кабан - банка, камыш - мышка...

26. «Лесенка». Дается звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М - МА - мак - Маша - марка - машина.

27. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА - рубашка.

28. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в начале слова СОМ звук С - согласный, твердый, глухой.


Седых Н.В.

Белгородская обл.

г. Старый Оскол

МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.

Это говорит о нарушении фонематического слуха. Для чего он нам нужен?

Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.

Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Если не знать смысла, который прописан тому или иному звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно,- например, различать звучание так называемых парных фонем

(з-с, ж-ш, д-т, б-п и т.д.). Речевой слух позволяет запомнить те особенности звуков, благодаря которым смысл одного отличается от другого. Сравним слова « мель-мел», «дочка-точка», «мал-мял» и т.д. Один незначительный нюанс и смысл слова меняется.

Если ребенок не овладел способностью дифференцировать звуки речи, он не сможет различать и понимать слова, а иногда и не сможет их правильно говорить (артикулировать) вслух. Несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям в усвоении и различении букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Что приводит к стойким ошибкам при чтении и письме. Ведь письменная речь (чтение и письмо) представляет собой модель устной речи. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности что и в устной речи.

В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения и письма является сформированность фонематического анализа структуры слова.

Это означает, что виды речевой деятельности зависят друг от друга. И если имеет место недоразвитие одного вида, то, скорее всего, будут страдать и другие виды речевой деятельности.

Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, уже в народной педагогике исстари существовало множество приемов для улучшения усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию.

Учитывая изложенное выше, на логопедических занятиях целесообразно

выделять несколько занятий (от 4 до10), а затем и некоторое время на каждом занятии (от 3 до 5 минут) для проведения игр, направленных на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза. Знакомство с различными видами упражнений занимательного характера будет способствовать также снятию тревожности и излишней напряженности в ходе изучения той или иной темы.

На начальном этапе игры носят достаточно простой характер, от выделения первого и последнего звука в слове, до установления порядка звуков в слове.

Затем следуют задания, которые требуют письменного выполнения. Далее предлагаются занимательные упражнения, помогающие закрепить, а в некоторых случаях и углубить изучение данной темы.

Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры…

Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего.

Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».

Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук.

Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур- ру б еж- ж б ан…

«Заданные параметры».

Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук.

«К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша…

Если ребенок затрудняется в подборе слов, логопед или учитель может дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».

« Назови лишнее слово».

Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово.

Например:

1. Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора).

2. Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза).

6. Вставить в слова пропущенные гласные буквы.

…збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А»

…к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О».

…гла, в…лка, л…цо, л…па. «И».

М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».

…скимо, …скалатор. «Э».

…блоко, …нтарь, …года, …нварь. «Я».

Т…ло, л…то, л…пка, п…нал. «Е».

…жик, …лка, пл…тка, шл…пки. «Ё».

…ла, …ля, кл…шка, кл…чи, пл…шка. «Ю».

7. « Сквозная буква».

Металлический стержень, которым открывают замок.

Комната для занятий в школе.

Стальные полозья для катания по льду.

Овощ, похожий на огурец.

Письменная принадлежность.

8. Вставить в пустые клетки буквы так, чтобы получились слова.