Квест для детей на природе «Летние каникулы. Факультет коррекционной педагогики Лагерные квесты


Сценарий квест-игры «Ключи от лета»

Ведущий: В наш лагерь обратились летние месяцы - Июнь, Июль, Август. Они жалуются на то, что в их Календарной стране может произойти катастрофа. Пропали старинные летние артефакты, без которых может угаснуть лето. Они хранились в резиденции Жар-Птицы - королевы Летних месяцев. Осталось только волшебное зеркало, по которому Жар-Птица ведет поиски своих артефактов. Она идет по следу похитителей и оставляет свои перья, чтобы добровольные помощники, которые любят летние каникулы, помогли ей найти пропажу. Летние месяцы передали нам три пера Жар-Птицы, с которых нужно начать поиски артефактов.

Ведущий: Мы не знаем, насколько коварны похитители, поэтому разделимся на группы, чтобы наверняка найти все пропавшие артефакты.

Деление на группы с помощью летних месяцев (карточки со словами «июнь», «июль», «август» )

Запомните три главных правила поиска артефактов :

  1. Перемещаться только всей группой.
  2. На карте обозначен район поисков. Если ваша группа выйдет за пределы этого района, то вы не сможете быть первооткрывателями артефактов.
  3. На каждой точке нужно найти перо Жар-птицы и определить местонахождение следующей точки. Перья жар-птицы должны привести к тайнику, в котором спрятаны артефакты.
  4. Если вы обнаружили чужие «перья» - оставьте их на месте, иначе нить поиска прервется.
  5. После того, как вы обнаружили все артефакты, вы возвращаетесь на это место. Только соединив вместе все артефакты, мы можем предотвратить катастрофу.

Первый (синий) маршрут (начальная точка отмечена на карте):

  1. «От большого хранилища денег идите прямо к большим часам и, отсчитав 25 клеток, оглянитесь вокруг».
  2. «Третье дерево от того, чье имя неизвестно, к тому, кто знает всех женихов и невест».
  3. «Все скамейки встали в ряд, а она - одна одинёшенька, на солнце стоит, да на время глядит».
  4. Встречает Июнь. Игра на сплоченность команды. Июнь отдает перо, в котором сказано про тайник. «В центре - круг, от круга - лучи. Один луч идет туда, куда вы ходите каждый день. Идите по лучу, и он откроет вам тайну».
  5. В тайнике - артефакт и перо. «Разноцветный петух подскажет вам, где мое перо»
  6. «Возвращайтесь домой, да по дороге не забудьте посмотреть газету»
  7. «Ваш путь подошел к концу - тайник найдете в кирпичной стене».

Второй (зеленый) маршрут (для малышей):

  1. «От двери СЮТ идите налево, потом опять поверните налево, идите прямо до первой длинной ступеньки. От нее посмотрите вправо - увидите железный прут, а там и до перышка вашего недалеко».
  2. «Отсчитайте три фонаря от левой руки большого человека, оглянитесь вокруг»
  3. «Посмотрите на часы, прямо под ними вы найдете свое перо»
  4. Встречает Июль. Игра на сплоченность команды. Июль отдает перо, в котором сказано про тайник. «Необычное кольцо в железные прутья заковано. Вокруг него вы медленно обойдёте, и в дупле тайник найдёте»
  5. Перо в дупле: «А теперь главное условие - большие часы должны быть у вас всегда за спиной. Путь найдете по загадке:

В кусочке сдобного теста нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто -там часто мясо или капуста.

  1. «Возвращайтесь домой, последнее перо спрятано за второй дверью»
  2. «Ваш путь подошел к концу, осталось найти артефакт там, где стоит желто-зелёное чудо-юдо»

Третий (красный) маршрут:

  1. Начинайте ваш отсчет от самого горячего места в парке, которое должно остаться за вашей спиной. На пути вы встретите препятствие - обойдите его справа, и снова идите прямо. В конце пути оглянитесь и найдите перо.
  2. Ваше перо находится там, где слабым не место.
  3. Встаньте так, чтобы сверху были часы, слева - стена: между ними - перо.
  4. Встречает персонаж. Игра на сплоченность команды. Персонаж отдает перо, в котором сказано про тайник. «Найдите ель по правую руку человека, на которого смотрит весь город в день своего рождения»
  5. С места, где вы стоите, отсчитайте 4 отгадки этой загадки

«Стоит весь день - ему не лень.
А как вечер придет - работать начнет»

  1. «Возвращайтесь домой, но не забудьте осмотреть то, что при дверях»
  2. «Ваш путь подошел к концу, осталось пройти две двери, повернуть направо и найти тайник у той, что во сне видит волны».

В конце маршрута команды показывают найденные артефакты и высказывают свои предположения, какова их роль.

Ведущий подводит итог:

Песочные часы , которые отсчитывают летнее время

Бутылка с водой , в которой хранится неиссякаемый источник влаги

Солнечный диск , который отражается на небе и Солнце становится ярче

Жезл Нептуна , который сдерживает водную стихию и дает возможность купаться в водоемах.

Книга Преображения , в которой записаны приметы летнего времени

Паутина снов , которая ловит все кошмары и страхи и не дает им напугать туристов в походе

Игра заканчивается флешмобом в честь летних каникул

Сценарий квест – игры

для летнего лагеря:

«В поисках сокровищ»

Музыка(?) из пиратского фильма или вроде того. Дети одеты в костюмы пиратов.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А поможет нам в нем литературный герой. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Он гроза морей,

Шхун и кораблей.

Не рыбак и не солдат,

А беспощаднейший… (Пират.)

Он пират, киногерой

И смеется над судьбой.

Нет его храбрей, хитрей -

Это Джек по кличке… (Воробей.)

Выходит пират Джек - Воробей. Рассказывает о сокровищах, которые они закопали где-то здесь.

Джек - Воробей: Здравствуйте ребята, я хочу, чтобы вы отгадали о чём мечтают все пираты.

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором… (Клад.)

Так вот слышал я, что где - то на территории вашего лагеря спрятан клад.

Кто поможет мне его отыскать получит хорошее вознаграждение. Для этого вы должны разделиться на две команды.

І команда это ребята 1 и 3 классов, ІІ команда

это дети 5,6 и 7 классов

После этого команды получают зашифрованные задания (у кого находится следующее задание) и ключ к ним.

На каждой станции команды должны ответить на вопрос и получить следующее зашифрованное задание, на котором обозначено место следующей станции, и так далее, всё ближе продвигаясь к сокровищам, и отправляются на розыски сокровищ пиратов.

І команда: 1- е задание «помогает повару»,

Алёна загадывает загадки:

Эту птицу теплых стран

Очень любит капитан.

Ему секрет не доверяй,

Все разболтает… (Попугай.)

Бриги, шхуны и фрегаты -

Это собственность пиратов.

Отплывают от земли

Прямо в море… (Корабли.)

2- е задание «всё ремонтирует»,

Василий Николаевич загадывает загадки:

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал.

(Якорь)

2)

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

На спине его есть кран:

Из него бежит фонтан.

(Кит)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

3- е задание «руководит»,

Лариса Ивановна загадывает загадки:

1)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь.

(Медуза)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям.

(Рыбы)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

4- е задание «Прыг –скок, прыг – скок. Каждый радуется дружок»

(батут шкатулка с сокровищем находится в середине батута)

ІІ к

  1. е задание «Режет, жарит, варит»,

Галина Тимофеевна загадывает загадки:

1)

Он морских просторов царь,

Океанов государь,

Кладов он на дне хранитель

И русалок повелитель.

(Нептун)

2)

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

(Море)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

2- е задание «знает таблицу умножения»,

Валентина Николаевна загадывает загадки:

Я без моря - никуда,

В море - вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы - что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст.

(Тюлень)

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

Если так бушует море!

Волны самых разных форм…

Что же с морем? В море …

(Шторм)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

3- е задание «начальник Романтика»,

Валентина Ивановна загадывает загадки:

1)

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч.

(Дельфин)

Компот, вода, и сок, и квас -

Не перечислить все сейчас.

Пират уверен лишь в одном:

Что всех напитков лучше… (Ром.)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

4- е задание «Сюда бегут все дети, ведь книга лучший друг на свете »

(библиотека шкатулка с сокровищем находится на полке)

Шкатулки дети должны принести к пирату Джеку – Воробью. Он открывает и угощает детей сладостями из шкатулок.

Джек - Воробей: Вот с такими людьми мы найдём все сокровища на Земле.

Мероприятие для летнего оздоровительного лагеря

Игра-путешествие по станциям «Следопыты»

Автор : Петрова Татьяна Александровна.
Описание материала: сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель : организация каникулярного отдыха детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
расширять кругозор учащихся;
развивать, смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Подготовительный этап.
Каждый отряд готовит название, девиз.
Заранее готовятся маршрутные листы для каждого отряда, в котором указан план путешествия по станциям. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах. Баллы проставляются в маршрутный лист. На станциях стоят дети старших классов, которые тоже будут награждены за помощь в организации мероприятия. Также на станциях размещаются таблички с названием станции для удобного ориентирования ребят.
Награждение на линейке победителей и участников.

1 этап. Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята. Мы приветствуем вас на нашей развлекательной игре «Следопыты». Вам предстоит путешествовать по станциям, строго следуя по маршрутному листу. Выполняя задания, вам будут выставлены баллы, по которым мы и определим победителя! Наши помощники ждут вас на станциях (перечислить станции). Они будут также смотреть, какой отряд работает дружно и организованно, за плохое поведение будут сниматься баллы. Выполнив задание на станции, помимо баллов вы получите следы какого-нибудь животного и картинку с изображением животного. Пройдя все этапы, вам нужно будет подобрать к каждой картинке животного его следы. За это задание вы также получите баллы!
Итак, приветствуем первый отряд… (каждый отряд сообщает название и девиз)

2 этап. Путешествие по станциям

1 станция «Козявочка». (Площадка перед школой возле клумб с цветами) Учащиеся получают стеклянную банку с крышкой. В течение 2 минут команде необходимо собрать как можно больше насекомых. Сколько собрано насекомых, столько баллов получает команда. Затем насекомые обязательно выпускаются на свободу.
2 станция «Полезный алфавит» . (кабинет.1)
Детям предлагается назвать фрукт, овощ или ягоду на каждую букву алфавита. (Алфавит желательно должен быть перед глазами ребят). Сколько назовут слов, столько и получают баллов.
3 станция «Юмористическая сказочная викторина» . (кабинет.2)
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
1) Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2) Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)
3) Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)
4) В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
5) Назовите героиню французской сказки, которая получила имя, благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
6) Героиня, какой французской сказки чистила печки и убирала в доме? (Золушка)
7) Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь, что из него вырастет денежное дерево? (Буратино)
8) Какая домашняя птица, героиня русской народной сказки, несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? (Курочка Ряба)
9) Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
10) Назовите имя сказочной женщины-лётчика (Баба Яга)

4 станция «Загадочная» . (каб.3)
На весь простор
Один костёр
Горит над нами
С давних пор.
Горит он жарко
И светло
И дарит нам
Своё тепло.
(Солнце)
***
Куда,
Скажите мне, ребятки,
Порой душа уходит?...
(В пятки)
***
От какого
Любителя
Меха
Нам бывает
Всегда
Не до смеха?
(От моли)
***
Какой там злак
Во весь размах
Растёт
В болотистых
Местах?
(Рис)
***
То не гейзер,
Не родник
На крутой горе
Возник.
Камни с пеплом
Пополам
Там взлетают
К облакам.
(Вулкан)
***
Не скажет он и пару слов,

А всех всегда учить готов.
(Учебник)
***
По металлической дорожке
Бегут-спешат сороконожки.
(Поезда)
***
По земле он,
Не иначе,
Как лягушка,
Быстро скачет,
А как в речку
Упадёт -
Поплывёт,
Как пароход.
(Мяч)
***
Лист висит передо мной,
А на нём - весь шар земной.
(Географическая карта)
***
Он в лесу всю жизнь живёт,
Любит ягоды и мёд.
Как увидит рыбу - с ходу
Порыбачить лезет в воду.
(Медведь)
***
Чаша темная без дна
Светлячков полным-полна.
(Ночное небо)
***
Красивые крылья
Имеют сестрицы,
Все время летают -
Хоть вовсе не птицы.
(Бабочки)
***
В небе парочкой рогов
Поразил бы он врагов.
Есть рога, но нет врага.
Так зачем ему рога?
(Месяц)
***
Примостились на страничке
Тридцать три родных сестрички.
Но сестрички эти всё же
Друг на друга не похожи.
(Азбука)
***
Что в ладошку можно взять,
А за хвостик не поднять?
(Клубок)
***
Свищет,
Воет
И ревёт,
И дубы
С корнями
Рвёт.
(Ураган)
***
На лужайке, у двора,
Очень злющая трава
Проросла под клёном
Ковриком зелёным.
Хоть порой на ней роса
Весело искрится,
Эта злюка, как оса,
Жалить мастерица.
(Крапива)
***
Бывают они
На сосне
И на ёлке,
А также на лбу
У задиры
Николки.
(Шишки)
***
Что на нитке, словно птица,
В небо синее стремится?
(Бумажный змей)
***
Висит на дереве дворец,
А во дворце живёт певец.
Он поселился в нем весной.
Скажите, кто же он такой?
(Скворец)
***
Очень любит он летать,
Любит с вами поболтать,
И себя же он притом
Обзывает дураком.
(Попугай)
***
Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слёз.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Кто звенит?
(Капель)

5 станция « Следопыт». (школьный стадион)
На площадке школьного стадиона заранее спрятаны красные кубики. Задание: за 5 минут найти фигуры. Сколько кубиков найдено, столько баллов получает команда.

6 станция «Попрыгайка». (площадка возле школы)
Каждый участник команды прыгает на скакалке. Считается общее количество прыжков.
7 станция «Отгадай сказку». (кабинет 5)
Учащиеся должны угадать сказку по предмету. (предметы могут быть изображены на картинках) Сколько назовут сказок, столько баллов получает отряд.
Рукавичка
Колечко
Рыбка
Колосок
Пирожок
Яйцо
Горшочек
Яблоко
Воздушный шарик
Перо
8 станция «Рисовальная» .(кабинет 4)
Участникам показывается сюжетная картинка в течение 1 минуты (можно иллюстрация к сказке), далее им необходимо воспроизвести ее на бумаге. Сколько предметов совпадет, столько баллов и получает команда.
9 станция «Угадай-ка» .(фойе)
Ребята по очереди получают листок с заданием. С помощью мимики и жестов им нужно изобразить то, что написано, а команда должна угадать. Сколько ситуаций угадано, столько баллов получает команда.
Человек ест мороженое.
Человек ест длинные макароны.
Месить тесто и делать пирожки.
Вдеть нитку в иголку и шить.
Жарить яичницу-глазунью.
Человек ест недожаренный шашлык.
Доставать деньги из кошелька и считать их.
Укладывать вещи в чемодан.
Разжигать костер.
Человек ест арбуз.

10. Ребята соотносят картинки с изображение животного и следы. Сколько угадают следов, столько и баллов получают.

3 этап. Итоговая линейка.

Награждение победителей.

Квест «Приключения в парке сказок» (Для учеников начальной школы в летнем лагере дневного пребывания)
Цель: Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
1.Коррекционно – обучающие:
- формировать умение отвечать на вопросы по сказкам, былинам, литературным произведениям;
- развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
- способствовать ориентированию в детской литературе.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать голос, речевое дыхание.
- развивать темпо-ритмическую сторону речи;
- развивать речевую моторику.
3. Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;
- вызывать интерес к чтению сказок, былин, литературных произведений для детей.
Необходимое оснащение:
Телеграмма (см. Приложение рис.1); картонка в технике граттаж- картина Васнецова В.М. «Богатыри» и его иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», «Иван-царевич на сером волке», «Аленушка»; ключи – задания; атрибуты для подвижной игры «Бабка-Ёжка»: платок, метла; небольшое зеркало; медали «Путешественник по сказкам» (на каждого ребенка).
Ход игры:
Перед входом в парк прочитать полученную накануне телеграмму:
«Помогите! Я не знаю, кто я! Я не знаю, где я! Я не знаю, что делать с тем, что лежит рядом со мной. Приезжайте! Разберитесь и помогите!
PS: Поезжайте в «Парк детской мечты». Ключ к разгадке там…»»
(см. Приложение рис. 1)
Ведущий: Сегодня мы с вами должны пройти испытания в парке детской мечты. В этом парке живут герои разных сказок и былин. Сначала нам нужно вспомнить, какие бывают сказки. (Авторские - литературные и народные)
1. Дядя Степа
Ведущий: Перед вами стоит фигура кого? Дяди Степы. Это авторская сказка или народная? (Авторская. Её написал Сергей Владимирович Михалков).
Для того, чтобы узнать, куда нам двигаться дальше, нужно выполнить задание Дяди Степы.
Я буду читать отрывки из этой сказки, а вы закончите строчки, подобрав правильный ответ из трех предложенных.
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.

Что давно когда-то жил он
У заставы Ильича.
И что прозвище носил он:
Дядя Степа – …
(Каланча. Башня. Колонна)
Он успел схватить в охапку
Перепуганную бабку,
А старуха - за корзину:
- Я белье свое не кину!

Дядя Степа спас ее,
И корзину, и
(Грибы, Белье. Ягоды)
Дядя Степа козырнул,
Улыбнулся, подмигнул:
- Получил я пост почетный! -
И теперь на мостовой,
Там, где дом стоит высотный,
Есть высотный …
(Городовой, постовой, милиционер)
Ведущий: На все вопросы вы ответили правильно. Получите загадочную картонку. Подумайте, что с ней надо сделать, чтобы узнать, куда идти дальше. (Дети получают ключ 2 – картонку-граттаж и палочку. Они стирают защитный слой, видят картинку с тремя богатырями и находят данную скульптуру в ближайшем окружении)
2. Скульптура Три богатыря.
Ведущий: Автор этой картины художник Васнецов. Он написал еще несколько картин по мотивам сказок и былин. Я буду показывать вам их, а вы назовете сказку.
(Показывать репродукции картин. Дети называют сказки и классифицируют их)
Ведущий: В каких сказках встречается цифра три? (Три поросенка. Три толстяка. Три медведя…)
Получите следующую подсказку, куда двигаться дальше (см. Приложение ключ 3.)
(Расшифровав ключ, дети ищут в ближайшем окружении избушку на курьих ножках)
3. Избушка на курьих ножках.
Ведущий: Кто живет в такой избушке. Что умеет делать эта избушка.
Какие слова надо сказать, чтобы войти в избушку?
(Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом).
Что надо сказать, когда разговор с Бабой-ягой закончился?
(Встань по-старому, как мать поставила).
С Бабой-ягой мы можем поиграть.
Проводится подвижная игра «Бабка-Ёжка»:
В середину круга встает водящий - Бабка - Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка- Ежка Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Бабка- Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает
Кто останется «незапятнанным», тот получает следующий ключ - набор слогов, из которых надо собрать слово, которое и укажет, куда двигаться дальше (см. Приложение ключ 4.).
Расшифровав ключ, участники игры ищут в ближайшем окружении скульптурную композицию «Чудо-юдо рыба –кит»
4. Кит из «Сказки о коньке-горбунке.
Ведущий: Скажите, пожалуйста, почему кит терпел такое мучение?
Месяц ясный говорит:
"Он за то несет мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду.
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит".
Ведущий: Как кит избавился от этой беды? (Выпустил проглоченные корабли на волю)
Ведущий: Герои сказок часто сталкиваются с разными ситуациями. Послушайте, какие советы она вам дают и узнайте, кто дал этот совет.
Викторина «Кто дал полезный совет?»
1. Не открывай двери незнакомцам. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, не забывай принимать душ. (Мойдодыр)
3. После еды вымой за собой посуду. (Федора)
4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
5. Не отказывай в помощи в трудных ситуациях. («Репка» и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)
6. Не торопись и не разговаривай во время еды, тщательно пережевывай пищу,. (Петушок из сказки «Бобовое зернышко»)
7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
9. Не прогуливай занятия в школе, не рассказывай о деньгах незнакомцам. (Буратино)
10. Сладостей ешь в меру. (Винни Пух)
Ведущий: Вы отлично справились с заданием, получите ключ (см. Приложение ключ 5.). «Ищи того, чьи желания выполняла хищная речная рыба»
Дети находят Емелю на печи.
5. Емеля на печи
Ведущий: Во многих сказках герои исполняли свои желания при помощи волшебных предметов. Вспомните, из каких сказок эти предметы. Какие желания исполняли они.
Волшебная палочка («Золушка», «Вовка в тридевятом царстве»), цветик- семицветик, волшебный горшочек из сказки «Свинопас», волшебное кольцо змеи Скарапеи, волшебное кольцо из сказки «Аленький цветочек» (см. Приложение «Волшебные предметы»)
Получите еще один ключ. Вот зеркало и ключ. Догадайтесь, как его прочитать
(см. Приложение ключ 6) Прочитав с помощью зеркала слова «Королевство кривых зеркал» дети находят зеркальную галерею)
6. Королевство кривых зеркал.
Ведущий: Пора выполнить следующее задание. В этой галерее собрались герои разных сказок. Я буду читать про них загадки, а вы их найдете.
1. В какой сказке маленький и кругленький смог ото всех убежать, но в конце все-таки был съеден? (Колобок)
2.Кто жил в домике на крыше и утверждал, что сладости – это лучшее лекарство? (Карлсон)
3. По просьбе кого людоед превращался в разных зверей? (Кот в сапогах)
4. Какое имя было у медвежонка-поэта? (Винни Пух)
5. Героями какой сказки были овощи и фрукты? (Чипполино)
6. Кто был очень маленький и мог спать в скорлупке грецкого ореха (Дюймовочка).
7. В какой басне Крылова умение говорить комплименты помогло насытиться? (Ворона и лисица)

Ведущий: Вы молодцы, справились со всеми заданиям. Осталось только найти того, кто просил у нас помощи. Мы узнаем, кто это, если выполним последнее задание.
(см. Приложение «Ряба»). Узнаешь, куда идти дальше, если вставишь в пустые клеточки первые буквы названий предметов.
7. Курочка-Ряба
Участники игры находят Курочку-Рябу и напоминают ей о том, что произошло с золотым яйцом в сказке.
Ведущий: Вы молодцы, успешно прошли все испытания, поэтому всех вас смело можно назвать путешественниками по сказкам. И за это вы получаете памятные медали «Путешественнику по сказкам». (см. Приложение «Медаль к квесту»)

Общелагерные (массовые) мероприятия в современных детских центрах берут свое начало с возникновения первых детских лагерей на территории нашей страны. Родились они вполне естественным образом, практически сразу с отрядными делами. И к сегодняшнему дню мы имеем богатую педагогическую копилку не только самих мероприятий, но и идей, концепций, подходов. Однако, ввиду частой обновляемости кадров в детских центрах и лагерях, просто не успевает проходить процесс профессионального обучения педагогов-организаторов и вожатых, в чьих руках в основном и сосредоточена вся ответственность за мероприятия, которые мы привыкли называть «общелагерными» или массовыми.

За всю свою вожатскую и организаторскую деятельность я ни разу не встречал статей, методических рекомендаций, учебников по массовым мероприятиям. Что-то можно найти в сфере культуры, где есть институт профессионального обучения организаторов мероприятий. Но это преимущественно концертная, конкурсная деятельность, а в нашей сфере, где за одно мероприятие ребенок может не только развлечься и поиграть, но и научиться чему-то, стать «качественнее» как личность – никаких методик, которые бы отличали «квест» от «сюжетно-ролевой игры» или даже от концертной программы, я ни разу не встречал.

В АНО ДООЦ «Алые Паруса» мы предприняли попытку обобщить накопившийся опыт и использовать его в подготовке вожатых, для того, чтобы на планерках новички не пугались страшных слов «КИП», «ИПС», а их старшим товарищам не пришлось долго объяснять не только тайный смысл аббревиатур, но и внутреннее содержание. Ибо делать те же игры по станциям, абсолютно не похожими ни на какие другие, наши педагоги-организаторы навострились, но объяснять очередную свежую идею даже опытным вожатым – тяжелый труд.

Мы попытались составить более-менее полную таблицу мероприятий и объединить их по формам – по тем волшебным аббревиатурам, по которым уже привыкли общаться сами: «КИП» (конкурсно-игровая программа), «ИПС» (игра по станциям), «ТРП» (танцевально-развлекательная программа), «СРИ» (сюжетно-ролевая игра) и т.д., а кроме того вынесли в отдельные формы «квесты», «концертные программы», «выставки» и многое другое. Но чтобы донести до человека, который только пришел обучаться вожатскому ремеслу, чем же эти все названия отличаются друг от друга, пришлось искать «лакмусовые бумажки» — индикаторы, которые объяснили бы отличия одного от другого доступно и понятно. И в этот момент у меня, как это модно сейчас говорить, случился инсайт. Дело вот в чем, когда своей коллеге, педагогу-организатору я попытался объяснить, что традиционное мероприятие «Ажиотаж», где ребята, посещая великое множество станций, получают за победу или участие жетоны, а затем тратят их на катание не снегоходах, сладости и пр. это, по своей форме, ни что иное, как игра по станциям, то получил яростный отпор. Оказалось, что я видел это мероприятие еще в двух Тюменских лагерях, только назывались они «Ярмарка» и их принцип проведения никак не отличался друг от друга. Для моей коллеги же никакого другого мероприятия кроме «Ажиотажа» не существовало. Она видела только «Ажиотаж». «Ажиотаж» для нее – это не игра по станциям, даже не смотря на то, что «станций» там больше чем где бы то ни было.

Похожий случай мне описала другая коллега, уже по цеху руководителей смен, Наталья Музыро. На одном из муниципальных семинаров в качестве приглашенного специалиста, она рассказывала про сюжетно-ролевые игры. И старшее поколение педагогов, услышав, что «Зарница» это ни что иное как военизированная сюжетно-ролевая игра, с праведным гневом бросились на бедную Наталью, доказывая, что «Зарница» это «Зарница» и ничем другим быть не может. А то, что в этой игре присутствует сюжет в виде легенды военных учений, и каждый ребенок играет свою роль (командира, рядового, радиста и пр.), при этом имея некую свободу действий и выбора в рамках своей роли, старшее поколение никак не волновало и ни о каких «формах мероприятий» они и слышать не хотели.

Еще два года назад мы поняли, что это большой провал в нашей работе. Мы пишем технические задания педагогам-организаторам, и не может донести до них свою идею, мы придумываем мероприятия и не умеем их объяснить вожатым.

На мою просьбу к кандидату педагогических наук, игротехнику Кудашову Григорию Николаевичу, помочь с поиском литературы по мероприятиям я с удивлением узнал, что их, как таковых нет. И писать подобные методические рекомендации, учебники и прочее не совсем корректно. Тогда я узнал интересное мнение – «любая подобная методичка убила бы напрочь творческое начало в организации мероприятий». Это было для меня откровением до момента, пока не пришло понимание, что мы, работающие в детском оздоровительно-образовательном центре в режиме «нон-стоп», когда одна смена тут же сменяется другой не совсем «творцы» в привычном понимании. Да, мои коллеги считают дурным тоном проводить одно и то же мероприятие по нескольку раз, да, всякое мероприятие мы придумываем и реализуем исходя из сюжета, целей и задач конкретной смены, но мы не меняем формы. Можно заменить сюжет, можно отредактировать принцип оценивания, можно вводить все новые и новые элементы в привычные формы, но… Мы все же «ремесленники». Мы раз за разом используем привычные формы, меняя их содержание. Но при этом, нас еще ни разу не упрекали в том, что мы повторяемся. Наши вожатые меняются с каждым годом, это естественный процесс. Но успех мероприятия как раз во многом зависит от них – от конечных исполнителей. Попробуйте провести мероприятие даже на сто детей, если их вожатые сами не понимают правил, не могут заинтересовать игровым процессом, донести сюжет, выполнить свою задачу как актеры, организаторы, аниматоры и пр. Потому нам просто жизненно необходим общий «язык», общее понимание хотя бы форм мероприятий. Может быть кому-то будет удивителен, а кому-то до боли понятен тот факт из моего опыта, когда вновь прошедшие вожатые не могут отличить классическую конкурсно-игровую программу на сцене от игры по станциям на территории. И не могут, соответственно, подготовить свой отряд – начиная от формы одежды, заканчивая эмоциональным настроем. Наше ремесло просто требовало обозначить термины, охарактеризовать формы мероприятий.

Настолько долго подводя читателя к непосредственному предмету разговора, мне абсолютно понятно, что без понимания важности выделения такой формы как «квест» в отдельную категорию дальнейшего текста не получится. Ибо каждый будет понимать по-своему, а хотелось бы общаться на одном языке.

Что такое квест? На ум в первую очередь приходят коммерческие проекты – квест-румы. Это очень интересные квесты по своему содержанию. Нас погружают в роли детективов, которые пытаются расследовать запутанное дело, в роли пленников безумного ученого, пытающегося уничтожить мир из своей лаборатории и т.д. Такие квест-румы есть практически в каждом городе. Есть квест-румы и в детских лагерях, но квест в детском лагере это не только квест-рум.

В первую очередь, нужно понимать, что квест это только одна из форм мероприятий, которую используют в отрядной работе и общелагерных мероприятиях. Причем два квеста на одной и той же смене могут быть абсолютно не похожими друг на друга. Весь фокус в том, что у квеста есть одна отличительная особенность, о которой и хотелось бы поговорить. Несмотря на то, что «квест-румы» прочно заняли свою нишу в игровых технологиях, многое из их черт – только условность.

Использование ограниченного пространства в квест-румах – это игровая условность и не стоит предполагать, что квест всегда имеет подобные рамки. Кстати, пребывание в квест-румах бывает еще и ограничено по времени – это тоже условность коммерческой деятельности, а не правило.

Попробуем охарактеризовать само понятие квест.

Квест в детском лагере, на мой взгляд, это мероприятие, имеющие в своей основе игровой «механики» систему «загадок» и «ключей», которые приводят игрока к одной или нескольким логически выстроенным развязкам. Квест может иметь свой собственный сюжет, может проводиться как в строго ограниченном, так и в условно неограниченном пространстве, может иметь возможность взаимодействия игроков между собой или с непосредственными героями сюжета и может служить средством освоения игроком (ребенком) знаний и умений, предлагаемых педагогической целью смены.

Таким образом, квест, как форма, никак не ограничен догмами по принципу организации пространства, построения сюжета, использования реквизита, взаимодействия игроков и т.д. Квест, как отдельная форма имеет только одну существенную деталь, ту самую характеристику, которую я упомянул выше как «лакмусовая бумажка». Это система «загадок» и «ключей», на которых и строится ее Величество Игра.

Кто сказал, что квест нельзя провести ведущему со сцены в актовом зале? Или вожатому в пределах жилого корпуса? Никаких ограничений для организатора нет, главное, что понимание «квеста» как отдельной игровой формы помогает его организаторам в условиях ограниченного времени подготовить и реализовать его как мероприятие. Вся соль в понимании как раз кроется в волшебных «загадках» и «ключах». Остановимся подробнее на них.

Главный элемент квеста – «загадка». Мы можем знать или не знать, что мы ищем в конце, но вся наша деятельность, как участников квеста будет связана с разгадыванием загадок, поиска шифров и их дешифрование, поиск кодов и их использование и многое другое. Важно понимать, что слово «загадка» — это условное обозначение, которое просто характеризует этот важный элемент. Отгадать, к примеру, слово в игре «Крокодил» — это тоже разгадывание загадки. Только она не написана на бумаге, не введена в компьютер и не зашифрована в письме. Но точно также несет в себе важную игровую информацию для участников.

На каждую «загадку» есть своя «отгадка». Второй элемент квеста – система «ключей», которая приводит к конкретному результату. Отыскав три ключа в закрытой комнате и открыв ими три сундука, мы будто получаем доступ на следующий уровень. Каждая отгаданная «загадка», каждый найденный ключ, каждое расшифрованное послание провожает нас на 1 шаг вперед к развязке квеста. Причем, последовательный поиск и разгадка тоже является условностью. Представьте, что вам известен только конец истории, как в преступлении – перед вами ограбленный сейф, оставленные улики и есть круг подозреваемых. Все детективы в литературе – это интересно описываемый сюжет квеста. Вы когда-нибудь собирали пакет документов и справок для отправки ребенка в детский лагерь? Или проходили медосмотр для трудоустройства в лагерь? Поздравляю, вы поучаствовали в квесте. Только загадки там не интересные и сам процесс мало увлекателен, потому что игровой сюжет отсутствует, и мы точно знаем что имеем в начале и что нас ждет в конце. То есть не происходит самой Игры.

Главная ценность квеста как формы – эмоциональная особенность игры. Что испытывают люди, впервые попав в квест-рум? Растерянность. Они не знают, предоставленные самим себе, с чего им начать и какие действия помогут им закончить квест успешно, а какие нет. Только попытки, деятельность приводят к результату. Причем в определенный момент вам может не помочь логическое мышление, а поможет ассоциативное или ваш эмоциональный интеллект. Или дивергентное, когда результат достигается не одним решением, а множеством различных (в квест-румах как раз все последовательно и прямолинейно, если оглянуться на игру после ее прохождения).

Главная ценность квеста в условиях детского лагеря – его возможности. Кроме того, что сам по себе квест заставляет мозг работать, соображать, подключать все резервы, он является средством усвоения ребенком информации. Что в ней будет? Мы заключали в квестах типы личности ребенка и показывали вожатым примеры поведения. Можно заключить в квест несколько параграфов учебника по истории и зашифровать ключевые даты. Причем ключевые исторические личности буду присутствовать в образах героев квеста. Вполне можно собрать ребенка в поход, устроив ему квест по сбору вещей. Главное, не забыть все это заключить в систему «загадок» и «ключей». Иначе получится довольно скучная игра по станциям. Плохо организованный квест хорошей игрой по станциям не станет.

Кстати, а чем отличается квест от других форм, к примеру концертной программы или сюжетно-ролевой игры?

Именно и только системой «загадка-ключ». На ней все и построено. Загадки могут быть и в конкурсно-игровой программе. Но там оценивается количество или скорость отгаданных загадок, а не тот результат, к которому они привели. Потому что разгадка загадок будет конкурсом. Даже в плейлисте танцевально-развлекательной программы при желании можно зашифровать послание. Только главный элемент в этой программе все же танцы и развлечения. А главный элемент квеста – система «ключей», зашифрованных в загадках. Приведу пример, для того, чтобы читатель все же смог абстрагироваться от квест-румов и «загадок» в привычном их понимании.

В мае 2018 года, мы проводили вожатский семинар перед летним сезоном. И решили, что нам просто необходимо воспользоваться опытом, который нам подарили наши коллеги из лагеря «Остров Детства». Это был идея квеста. В нашем варианте был свой сюжет – двое ребят поссорились, играя в старинную игру, и из игры в реальный мир вырвались ее герои (идея была взята из фильма «Джуманджи»). Задача вожатых – отыскать разбежавшихся героев и вернуть их обратно до полуночи. Вся соль была в том, что в каждом герое был зашифрован код – тип личности. Ребенок «тревожный», «гиперактивный», «демонстративный» и пр. И герои никак не соглашались пойти в отведенное им место, пока вожатые-игроки не разгадают их код и не выстроят свое поведение в соответствие с ним. Кстати, это была еще и страшилка и подсказку к коду мы давали через поведение героев. Кто-то забирался на лестницы, сидел на ветках, убегал. Кто-то стоял и хныкал, боясь пройти через темный мост. Мы собирали детские страхи и, интерпретируя их в сюжете игры, ждали, пока вожатые разгадают код, догадаются о том, какую модель поведения им выстроить. Это была разгадка, ключом были знания, которые вожатые получали на Школе Подготовки Вожатых, наши интерпретации детских страхов – подсказками. Наша цель – оценить их подготовку и дать понять, что даже такие сложные психологические темы можно преподнести в игровой форме, вполне доступно.

Еще раз повторюсь – никаких ограничений нет.

Загадка может иметь вид текста, цифрового кода, картинки, пантомимы, QR-кода, поведения героя в контексте сюжета – чем угодно! Поле для творчества неограниченно. Иначе это не было бы творчеством, но игровая «механика» — принцип проведения квеста как игровой формы остается неизменным: «загадка-ключ». Именно этот элемент и делает нас скорее «ремесленниками», но условно, не в полной мере, что прекрасно и потому, что мы всегда имеем «поле для творчества», и потому что в условиях ограниченного времени и профессиональных условностей нам необходимо организовать мероприятие от этапа идеи и целеполагания, до этапа реализации и анализа.

Мозг человека устроен таким образом, что получает удовольствие, пройдя путь от точки «А» — загадка, до точки «Б» — разгадка. Кроме того, квест почти всегда обличен в сюжет. Будь это сказкой ли, мотивом фильма, мультфильма, книги – все это только помогает участнику влиться в процесс. Заинтересоваться сначала «оберткой» конфеты, именуемой квестом, а затем перейти к освоению содержимого. Но с точки зрения педагогики – именно содержание является главной ценностью. Об этом, к сожалению, часто забывают организаторы квестов. Разница между коммерческим квестом и квестом в детском лагере лежит в цели его проведения – извлечение прибыли через увлекательную игровую форму или же образование и воспитание ребенка. Чувствуете разницу? На организацию педагогического процесса в лагере не так много времени – максимум 21 день. Так стоит ли тратить его на увлекательные и отлично организованные квесты, не имеющие при этом определенной педагогической цели?

Зачем нам нужны квесты? Любая форма мероприятий, которые берутся на «вооружение» на смене есть не что иное, как рабочий инструмент педагога. Проведем аналогию со строительством дома. Цель ясна – построить дом для каких-либо нужд. Молоток в этом деле – вещь нужная, но забивать им шурупы и саморезы –гиблое дело. Формы мероприятий, которые мы используем на смене, конечно намного более универсальны, нежели молоток при строительстве дома. Однако открывать смену, когда дети только приехали, незнакомы и не адаптированы к новым для них условиям сюжетно-ролевой игрой, задача поистине невыполнимая. У каждой формы есть свои, неизменные, функции, которые они выполняют. И у квеста есть несколько основных функций, которые сложились в АНО ДООЦ «Алые Паруса» уже традиционно:

— Содействие реализации педагогической цели смены. То есть создание такой среды, которая помогает формированию у ребенка нравственных качеств, различных видов мышления, морально-ценностных ориентиров, коммуникативных навыков и пр. (конкретно исходя из цели смены). Эта функция носит первоочередной характер. А иначе, зачем нам вообще эти мероприятия?

— Развитие сюжета смены – поддержание эмоциональной атмосферы, стройности и последовательности сюжетной линии в понимании ребенка. Именно развитие, а не завязка, хотя тот, кому реально удастся «завести» сюжет с помощью квеста – истинный Мастер и Творец.

— Командообразование – способствование формированию временного детского коллектива, профилактика конфликтных ситуаций. Дополнительная, но важная функция, думаю что это не требует разъяснений.

Полагаю, что в каждом лагере, который взял на вооружение такую игровую форму как квест, эти функции схожи.

Руководитель проектов АНО ДООЦ «Алые Паруса», г. Тюмень

(Автономная некоммерческая организация детский оздоровительно-образовательный центр «Алые Паруса»)