Натурщицы пикассо. Любимые женщины Пабло Пикассо, такие какими он их видел. "Мария Тереза". г


ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им — всегда семнадцать, двадцать три…

Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.

Перед Пикассо вообще было сложно устоять — испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда

С этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. На тот момент у обоих за душой не было ни гроша, но, казалось, что сей факт их особенно не заботил -- ведь они были еще так молоды.

Хотя, правду сказать, некоторый жизненный опыт за плечами каждого из них все же был. Пикассо уже снискал славу в Испании, а Фернанда, которую родители слишком рано выдали замуж за старца, к этому моменту вдоволь «насытилась» супружеской жизнью с человеком, который в довершение всего к концу своего жизненного пути стал еще и слабоумным.

Фернанда настолько пленила Пикассо своей красотой, что тот незаметно для себя перешел в своем творчестве от мрачных синих тонов к розовым и бледно-синим. Целых девять лет художник будет страстно любить свою музу и желать при этом только одного - чтобы она целыми днями, ничего не делая, лежала на диване и создавала чувственную обстановку в его мастерской, которую охотно посещали знаменитые французские писатели, поэты и художники. Что, впрочем, ей отлично удавалось.

"Фернанда в черной мантилье". 1905 г

1 выбрали

Пабло Пикассо – безусловно, один из величайших художников 20 века. Он писал в разных стилях и направлениях – создавал прекрасные классические произведения, основал кубизм, оставил след в сюрреализме. Говорить о нем, как о художнике, можно очень долго. Поэтому остановимся на одной теме его творчества – изображении женщин.

Женщин Пикассо очень любил. Точнее, испытывал к ним странную палитру чувств – от любви до ненависти, от восхищения до презрения. Такое отношение хорошо выражается в картинах художника – его женщины на них то прекрасны, то обезображены странными гримасами и уродливыми формами.

Первый период творчества Пикассо называют "голубым", он длился с 1901 по 1904 год. В 1901 году Пикассо узнает, что его друг Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. Это событие отразилось в творчестве художника. На протяжении последующих четырех лет главной сюжетной линией картин Пикассо грусть, старость, болезни, нищета и смерть. В его произведениях преобладают голубые тона. Женщины, написанные в этот период, – некрасивые, отталкивающие, жуткие создания.

  • "Любительница абсента", 1901 г
  • "Женщина с шиньоном", 1901 г
  • "Голова женщины", 1902-1903 г

Одним первых серьезных романов для Пикассо стала его встреча с прачкой Фернандой Оливье. С ней он прожил 9 лет, с ней из мрачного "голубого" периода перешел к "розовому" - к более светлому и радостному. Сначала он изображал свою любимую прекрасной и поэтической натурой, но со временем и с возникновением кубизма, черты Фернанды на картинах Пикассо становились менее привлекательными.

  • "Фернанда в черной мантилье". 1905 г
  • "Портрет Фернанды Оливье в платке". 1906 г
  • "Портрет Фернарды Оливье". 1909 г

Первой женой Пикассо стала артистка русского балета Ольга Хохлова . Говорят, что, когда Пикассо начал страстно ухаживать за русской балериной, организатор труппы Сергей Дягилев даже предупредил художника: "Будь осторожен, она русская, а с русскими не шутят, на них женятся!"

И Пикассо женился. По русской традиции, в православной церкви. Кажется, он всерьез думал, что это навсегда. Почти так и получилось. Брачный контракт был составлен таким образом, что Пикассо, хоть и расстался с Ольгой, не разводился с ней до самой ее смерти в 1955 году. Но даже на похороны законной жены художник не приехал. Ольга в творчестве Пикассо очень разная. Сначала она прекрасная и воздушная балерина, потом – странная асимметричная женщина.

  • "Ольга Хохлова". 1917 г
  • "Сидящая танцовщица (Ольга)". 1920 г
  • "Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)". 1923 г
  • "Голова женщины (Ольга Хохлова)". 1935 г

Семнадцатилетняя Мария Тереза Вальтер стала моделью Пикассо, его любовницей, причиной его расставания с женой и матерью его дочери. Когда они встретились, художнику было уже почти 50 лет. Пикассо редко изображал свою возлюбленную реалистично, но поначалу ее портреты были полны любви и романтики. Потом ситуация изменилась. Пикассо расстался с Марией Терезой приблизительно через десять лет, потому что она требовала от него развестись с женой, чтобы узаконить их отношения.

  • "Бюст девушки (Мария Тереза Вальтер)". 1927 г
  • "Чтение (Мария Тереза)". 1932 г
  • "Женщина в берете (Мария Тереза Вальтер)". 1937 г
  • "Голова женщины со светлыми волосами (Мария Тереза Вальтер)". 1939 г

Еще одной любовницей Пикассо стала фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса Дора Маар . Дора обладала нервным, неуравновешенным характером. Пикассо никогда не изображал ее улыбающейся, в его произведениях она осталась "плачущей женщиной". Впрочем, сам художник не очень щадил неустойчивую психику своей возлюбленной.

Когда Дора Маар случайно встретилась с Марией Терезой Вальтер в студии Пикассо, женщины устроили скандал, требуя, чтобы Пикассо выбрал одну из них. На что художник предложил им… подраться за него. И они действительно подрались. Пикассо позже рассказывал об этом, как об одном из самых ярких воспоминаний в жизни. Неуравновешенная психика и столь же нервная жизнь постепенно доводят Дору до психиатрической клиники.

Похоже, что отношение к Доре Маар у Пикассо было столь же неровным, как и ее характер. На одних его картинах она представляется прекрасным, воздушным созданием, на других – жутким, отталкивающим образом.

  • "Портрет Доры Маар1". 1937 г
  • "Дора Маар". 1938 г
  • "Женщина на диване (Дора Маар)". 1939 г
  • "Дора Маар и кот". 1941 г

Художница Франсуаза Жило была уникальной женщиной для Пикассо во всех смыслах этого слова. В отличие от остальных, она, не простив измену, бросила художника сама, а после расставания с ним не сломалась и прожила долгую и насыщенную жизнь. Она стала известна как художник и выпустила книгу "Моя жизнь с Пабло Пикассо" . Может быть, благодаря силе и самостоятельности, Франсуаза избежала негативных образов в картинах художника. В творчестве Пикассо она осталась в образе женщины-цветка и матери семейства.

  • "Портрет Франсуазы". 1946 г
  • "Женщина-цветок (Франсуаза Жило) ". 1946 г
  • "Франсуаза, Клод и Палома". 1951 г

Второй и последней женой Пикассо стала Жаклин Рок . Когда они встретились, Жаклин было 27, а ему - 72. Жаклин обожала художника и настолько лелеяла его эгоцентризм, что это доходило до абсурда. Она называла его "мой господин" и искренне удивлялась, как кто-то может смотреть в окно, если в комнате находится "солнце и наш король монсеньор Пикассо". Художник говорил жене, что она выдумала себе религию, но, похоже, роль божества его вполне устраивала. Пикассо часто рисовал Жаклин, но даже столь преданной женщине не удалось избежать "кубических" образов в его картинах.

  • "Жаклин с цветами". 1954 г
  • "Жаклин Рок". 1954 г
  • "Жаклин". 1964 г
  • "Женщина на подушке (Жаклин)". 1969 г

Пикассо умер в 8 апреля 1973 года. Через 4 года после смерти Пикассо, покончила с собой Мария Тереза Вальтер, еще через девять – его вдова, Жаклин Рок. Опасно иметь дело с великими художниками.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость»
Пабло Пикассо

Когда речь заходит о Пабло Пикассо, в первую очередь на ум приходят его картины и слова «самый дорогой художник XX века». Не сразу и не у всех всплывают в памяти скандальные истории, связанные с личной жизнью художника. А между тем описание любовных переживаний Пабло Пикассо может стать шедевром, сравнимым по мощности с его творениями. Будучи гением, Пикассо был гениален во всем, в том числе и в любви. Но если в творчестве его гениальность была созидающей, то в делах сердечных она имела оглушительную деструктивную силу.

Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но (и это признавал сам художник) для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку.

По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни.

Известность и талант манили к художнику множество красивых женщин. Их у него было действительно много. Вот короткий список известных жен и любовниц Пикассо.

* Ферднанда Оливье - первая любовь, ей было 18, ему 23,
* Ева Гуєль (ей 27, ему 31),
* Ольга Хохлова - первая жена, ей было 26, ему 36 лет,
* Мари-Тереза Вальтер(ей 17, ему 46 лет),
* Дора Маар (ей 29, ему 55),
* Франсуаза Жило (21-61),
* Жаклин Рой, вторая жена художника, ей было 27, ему 79 лет.

Ни у одного из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько у Пабло Пикассо. Однажды он сказал: “К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви”. Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта. А потом, как поленья, сами сгорали до угольков, становясь жертвами гения. Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье , молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам.
Фернанда стала музой его “розового периода”, но ненадолго — вскоре он счел ее слишком скучной, да и внеш¬ность поднадоела. Фернанду сменила Ева Гуэль, невеста польского художника Маркуссиса, полная противоположность своей предшественницы — тонкая, хрупкая. Пикассо много рисовал ее, любовался миниатюрностью, которую то и дело подчеркивал. Картина “Женщина, сидящая в кресле” — Ева Гуэль, но какой же маленькой она кажется в этом огромном кресле!
В 1917 году Сергей Дягилев, поражавший Старый Свет своими “Русскими сезонами”, пригласил Пикассо оформить балет “Парад”. Тогда же художник и познакомился с одной из балерин Дягилева — Ольгой Хохловой . И увлекся. Столь страст¬но, что Дягилев даже счел своим долгом предупредить: “Будь осторожен, она русская, а с русскими не шутят, на них женятся!” Пикассо принял правила игры и женился. В этом было столько нового для жадного до ощущений художника — жениться, да еще на русской балерине, на дочери царского генерала! Венчаться с ней по православному обычаю! Эту свадьбу посетило немало знаменитостей: Сергей Дягилев, Гийом Аполлинер, Анри Матисс, Жан Кокто... Став прекрасной моделью и музой для Пикассо, Ольга Хохлова так и не смогла стать ему хорошей женой. Брак Ольги и Пабло не спасло даже рождение сына Поля. Формально Ольга оставалась женой Пикассо до самой своей смерти в 1955 году. До последних дней она атаковала его письмами с упреками в том, что он ее бросил. Ни одного ответа Ольга не дождалась. Не дождалась она от мужа и последнего “прощай” — Пикассо заканчивал картину “Алжирские женщины” и на похороны не приехал...
Художнику было уже 50, когда дождливым днем он увидел выбегавшую из метро семнадцатилетнюю красотку Мари-Терез Вальтер . Она понравилась ему сразу своей свежестью, юностью. Девушка тут же была приглашена поработать моделью мастера, а всего через три дня стала его любовницей. Удивительно, но их связь, в основе которой лежала только страсть, продержалась почти десять лет.
Marie-Thérèse Walter была моделью для написания картины Le Rêve. В 2006 году владелец казино Steve Wynn согласился продать полотно за 139 миллионов долларов, но по неосторожности продавил полотно локтем до того, как сделка была завершена. Вот уж не повезло так не повезло!

Он все чаще рисовал некую девушку, обладательницу изящных рук с длинными пальцами и ногтями, крашенными ярко-красным лаком. Ее звали Дора Маар . Они познакомились в кафе «Две кубышки» вскоре после рождения Майи. Художник залюбовался ее руками. Дора развлекалась тем, что, положив ладонь на стол, быстро вонзала нож между растопыренными пальцами. Несколько раз она задевала кожу, но, казалось, не замечала крови и не чувствовала боли. Затем она натянула на руки перчатки… Пикассо хранил их у себя до самой смерти.
Дора оказалась профессиональным фотографом. Умная, передовых взглядов девушка имела только один недостаток - была до крайности нервна. Чуть что - разражалась слезами. «Я никогда не мог написать ее улыбающейся, - вспоминал мэтр, - для меня она всегда была плачущей женщиной». Он считал, что слезы делают лицо Доры более выразительным. Когда у нее умерла мать и она пришла к художнику за поддержкой, он тотчас заставил ее позировать. После войны Пикассо подарил Доре домик на юге Франции. Она не догадалась, что подарок этот - прощальный. Однако пожить в новом доме Доре так и не пришлось - после расставания с возлюбленным она на долгие годы стала пациенткой лечебницы для душевнобольных

“Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным...” — любил повторять Пикассо. Очередная его подруга была младше его уже на 40 лет. И стала единственной женщиной, которая бросила его сама. Франсуаза Жило отличалась от прежних любовниц Пикассо еще и тем, что их отношения развивались медленно и тягуче, без напора, присущего гению. Пикассо не только не умел быть верным — он обожал причинять боль прежде любимым женщинам. Желая посмотреть, как преобразится Франсуаза после рождения ребенка, он буквально принудил ее к этому. Сначала родился сын Клод, затем дочь Палома. Но... Изменившая¬ся Франсуаза не понравилась художнику.Он стал писать ее, нарочито подчеркивая физические недостатки. Этого Франсуаза стерпеть уже не могла и, забрав детей, ушла от Пикассо. Тот был в шоке: “Ни одна женщина не покидает таких мужчин, как я!”
Ему постоянно была нужна “свежая кровь”. И он ее нашел — женщину, которая вознесла его на пьедестал, сделала из него кумира, называла “мой господин” и целовала руки. Разница в возрасте на этот раз достигала 45 лет. Ему — 72, ей — 27... Ее звали Жаклин Рок , и ей суждено было стать второй и последней женой Пабло Пикассо, последней музой. Свадьба была сыграна в марте 1961 года и отличалась скромностью — пили только воду, ели суп и курицу, оставшуюся со вчерашнего дня. Разумеется, он и писал ее, и лепил. Как и всех своих женщин, эту, последнюю, он старался запечатлеть как можно в большем количестве произведений искусства. Может, понимая, что ему недолго осталось творить... Его не стало 8 апреля 1973 года. Он скончался в возрасте 91 года, оставив после себя более пятидесяти тысяч картин, рисунков, гравюр, скульптур, произведений керамики.

20 октября 1977 года в средиземноморском городке Жюан-ле-Пэн в гараже собственного дома повесилась Мари-Терез Вальтер. Ее дочь Майя погибла в автокатастрофе вскоре после смерти матери.
15 октября 1986 года в три часа утра застрелилась в своей постели вдова Пикассо Жаклин. Это произошло накануне открытия выставки художника в Мадриде..
Ольга Хохлова умерла в 1953 году. За год до смерти она случайно встретилась с Пикассо ранним утром на пляже в Ницце. Он не заметил ее, а она проводила его взглядом и не бросилась вслед.
Дора Маар так и не вынырнула из омута безумия.
Фернанда, Великолепная Фернанда закончила свои дни в бедности. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой ей уже давно было нечего хранить. В ней лежало лишь зеркальце в форме сердца.

Последняя цена «Женщины в розовом» - 4,2 миллиона долларов. Это портрет родившейся в украинском Нежине дочери русского офицера Ольги Хохловой. Она стала законной супругой Пикассо, матерью первого сына художника и вдохновила основоположника кубизма на его «классический» период.

Дельфин и русалка

1917 год, Рим. Пикассо оформляет декорации спектакля «Парад» для труппы Сергея Дягилева. Танцовщица Ольга Хохлова - не прима, скорее «пятый лебедь в седьмом ряду», но старательная и техничная. Детство провела в Украине, потом отец увез семью в Петербург. Там Ольга поступила в балетную школу, а в 1912 году поступила в «Русский балет».

Пикассо - 36 лет. Он известный художник, еще не ставший самым дорогим. Коренастый коротышка с четырнадцати лет имел множество любовниц и несколько любовников. Ольге - 26, она изящная и пугливая девственница.

Пикассо интересуется новостями из России, пытается учить русский, считает русскую жизнь экзотичной. Карьера Ольги подходит к концу, личная жизнь не устроена. Ее слабо влечет искусство, но высокий статус и темперамент Пикассо производят впечатление.

Православная свадьба

Парижская премьера «Парада» состоялась в мае 1917 года, дальше спектакль везут в Мадрид и Барселону. За труппой и Ольгой следует Пикассо. Он много рисует ее в реалистической манере. На этом настаивала сама балерина, не принимавшая эксперименты в живописи. «Я хочу, - требует Хохлова, - узнавать свое лицо».

Пикассо не возражает - знакомство с Ольгой пришлось на время после Первой мировой войны, когда Европа стала уставать от авангарда. Позже критики назовут это время «классическим» периодом в творчестве художника.

В Барселоне Пикассо водит на русский балет свою мать, знакомит ее с Ольгой. На гастроли в Латинскую Америку труппа Дягилева едет уже без Хохловой, та отказывается от карьеры и остается с художником. Свадьба состоялась 12 июля 1918 года в мэрии VII парижского округа. Следом - венчание по православному обычаю в соборе Александра Невского.

Хохловой нравилось быть «мадам Пикассо», но скоро в быту проявилась противоположность их характеров. Ольга стремилась к идеальному порядку и обставила квартиру по своему вкусу - у Пикассо в студии царил творческий бардак. Пабло пропадал в мастерской - Ольга вытягивала его на светские рауты. Пабло любил каталонские сосиски с фасолью - Ольга предпочитала пирожные, шампанское и икру. Он экономил на костюмах - она скупала изысканные туалеты.

4 февраля 1921 году родился Поль Пикассо. 40-летний художник без конца рисует жену и сына в неоклассическом стиле.

Разжалована из красавиц

Художник любил говорить, что «женщины и работа продлевают молодость». В 1927 году он увлекся 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. Новая влюбленность всегда отражалась на стиле его картин. Пикассо больше не рисовал балерин, а портреты жены перестали быть романтичными.

Ощущая равнодушие со стороны мужа, Ольга ревнует, нервничает, без конца выясняет отношения. Но Пикассо больше не привлекает ее тело, ему мешают узы брака, однако вопрос о разводе даже не встает. Согласно брачному контракту, имущество должно делиться поровну, и Пикассо не желает отдавать бывшей жене половину своего наследия.

Последние годы Ольга жила в полном одиночестве и умерла от рака в городской больнице Канн 11 февраля 1955 года. На похоронах присутствовали сын Поль и несколько друзей. Пикассо не приехал — он в это время заканчивал серию картин «Алжирские женщины», которая сейчас оценивается в рекордные 179 миллионов долларов. Художник пережил украинскую жену на 28 лет.