Храм андрея критского на рижском проспекте расписание. Константино-еленинский монастырь и подворья. Организации при монастыре


(Ленинградская область) относится к епархии Русской Православной Церкви и расположен в Выборгском районе Петербурга, на земле, ранее принадлежавшей Финляндскому княжеству.

История

Посёлок Ленинское, где находится монастырь, ранее был финской пограничной деревней Хаапала, что в переводе означало "осиновое". Именно там возвели обитель, несмотря на то что ранее на этой земле никогда не стояло православных храмов, ведь жители Финляндии исповедовали лютеранство.

Ещё в начале XX века в одной из частей деревни начал своё существование Линтулльский женский монастырь, построенный благодаря Иоанну Кронштадтскому. Однако просуществовал он недолго и был закрыт в связи с приходом коммунизма и ослаблением института церкви.

Константино-Еленинский монастырь начинает свою историю с небольшой православной общины, зародившейся в посёлке в 1998 году. Место, выделенное под его возведение, было обгоревшими руинами клуба, сожжённого в период перестройки. И по счастливой случайности там же ранее располагался храм великомученика Андрея Критского, переоборудованный под фабричное помещение после закрытия.

С задуманным тянуть не стали: уже в июне того года была произведена закладка церкви, а спустя семь месяцев на крыше храма красовались купола.

В 1999-м на звонницу были водружены колокола, и в Рождественский пост здесь впервые состоялась служба. С тех пор богослужения в храме проходят постоянно.

В 2001-м храм освятил II в честь равноапостольных Константина и Елены.

Константино-Еленинский монастырь был создан совсем недавно - в мае 2006 года, по благословению Митрополита Владимира. Через несколько месяцев его статус подтвердил Священный Синод.

На территории обители построены храмы в честь Николая Чудотворца и Рождества Христова.

Храм Андрея Критского

Этот храм находится на Рижском проспекте, неподалёку от гостиницы "Азимут". Впрочем, в гуще застроек его очень легко упустить из виду, поскольку он выдаёт себя лишь золотой колокольней, возвышающейся над остальными зданиями.

В 2006 году он вошёл в подворье Константино-Еленинского монастыря и был отреставрирован. Теперь в храме можно вознести молитву перед мощами многих почитаемых святых и увидеть знаменитые иконы афонских иконописцев.

С недавнего времени в подворье монастыря вошла Свято-Троицкая обитель (бывшая Линтулльская) в посёлке Огоньки. В 2008 году был даже организован Крестный ход до Линтулльского монастыря продолжительностью около 10 км.

История храма Андрея Критского

Константино-Еленинский монастырь к этому событию никакого отношения не имеет. Поводом для создания храма стала случайность, благодаря которой царская семья чудом выжила при крушении поезда в октябре 1888 года.

Транспорт оказался неисправным, из-за чего произошёл сход с рельсов на скорости 70 км в час. Количество погибших составило 21 человек. Все они находились в царском составе вместе с императорской четой и их детьми, включая наследника престола Николая. Однако Августейшее семейство отделалось лишь лёгкими травмами.

В канун годовщины этого события было принято решение возвести храм, и спустя три года он был построен. Из всех святых, память которых отмечалась в этот день, был выбран Андрей Критский.

После революции 1917 года храм забрали под общественные нужды, и только в конце XX века началось его возрождение. А в 2006 году, когда Константино-Еленинский был утверждён Синодом, храм отошёл во владения обители, став её подворьем.

Святыни монастыря

Как было сказано ранее, на территории монастыря находятся ещё три храма.

Никольский хранит мощи Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Александра Невского, Серафима Саворского, и это далеко не полный список. Пожалуй, это один из самых богатых на святыни храмов. Церковь Рождества Христова предназначена лишь для крещения, примечательна своими купелями, в которые можно погрузить с головой не только детей, но и взрослых.

Константино-Еленинский монастырь располагает огромным количеством святынь (более пятидесяти). Здесь собраны частицы великих мощей, в числе которых останки Филарета Московского, Иоанна Златоуста и Марии Магдалины. Более того, обитель богата почитаемыми иконами, часть из которых написана ещё в период зарождения этой отрасли художественного искусства.

Организации при монастыре

Здесь действует воскресная школа для всех возрастов и паломнический дом (гостиница), строится богадельня для пожилых священнослужителей. Монастырь принимает паломников, однако зачастую возникают конфликты из-за внешнего вида гостей. Женщины часто грешат отсутствием юбки, а одежда мужчин в летний период бывает слишком откровенна по меркам этого места. Такая халатность недопустима и оскорбительна для монахинь и священнослужителей.

Паломнические группы могут включать в себя до 30 человек (по предварительной договорённости). Условия в гостинице весьма неплохие: здесь обеспечивают питанием, тёплыми комнатами и горячей водой.

Как добраться

Константино-Еленинский монастырь в Петербурге находится в посёлке Ленинское. На общественном транспорте до него можно добраться двумя способами:

  1. Электричкой с Питера до станции "Репино" с пересадкой на автобус №408 до Ленинского.
  2. Через метро Санкт-Петербурга. Надо доехать до ст. м. "Парнас". Оттуда придётся сесть на маршрутный автобус №600, который останавливается неподалёку от монастыря.

Чтобы проехать в обитель на машине, стоит уточнить маршрут с помощью интерактивных карт, однако железного коня придётся оставить на некотором расстоянии от пункта назначения - парковка возле монастыря не приветствуется.

Храм преподобно-мученика Андрея Критского на Рижском проспекте, дом 9, входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне АО ГосЗнак) и имеет интереснейшую историю. Он располагается недалеко от гостиницы Азимут, ранее гостиница Советская, в одном километре от станции метро Балтийская. Каждый может добраться до него, ориентируясь на эти топографические точки.

И тем не менее нередко приходится слышать, что о месторасположении храма трудно догадаться и легко пройти мимо. В череде зданий Рижского проспекта храм Андрея Критского действительно замечаешь только тогда, когда поднимешь взор к небу и увидишь золотую колоколенку, возвышающуюся над крышами.

Храм возводился в память о чудесном спасении Императорской семьи и царя Александра III во время крушения императорского поезда 17 (29) октября 1888 года на участке железной дороги рядом со ст. Борки под Харьковом: рабочие и служащие фабрики - Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг -решили на собственные пожертвования построить церковь.

Храм был передан православной общине как подворье Константино-Еленинского женского монастыря в 2006 году. В советское время здание храма использовалось под разные хозяйственные нужды, и, как это нередко бывало в те годы, в церкви одно время был даже клуб (имени Ногина).

После реставрации храм приобрел торжественный и великолепный вид.

В храме можно помолиться перед святыми мощами Святителя Спиридона Тримифунтского, Святителя Николая Чудотворца, Святых Захарии и Елизаветы, святого Аркадия Константинопольского, св. Великомученицы Татианы, св. Великомученика Георгия Победоносца.

В храме есть частицы мощей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных Константина и Елены, святой Иустинии и многих и многих других почитаемых православных святых. Прекрасны иконы, написанные афонскими иконописцами: Божией Матери Ватопедской, Божией Матери Троеручница, святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, в храме особо почитается икона святого преподобномученика Андрея Критского.

Вот недавние отзывы тех, кто впервые посетил храм:

  • (26 января 2016 года) Наталия: «Были с экскурсией, это что-то невероятное! красота поражает, столько Святынь! Главное, что никто из нас даже не слышал об этом Храме! Словами не описать это благолепие!»
  • (01 октября 2015 года) Татьяна: «Жили в гостинице "Азимут" и случайно зашли в церковь Андрея Критского. Были поражены количеством мощей, которые там находятся! Сложилось впечатление, что питерцы об это храме ничего не знают. Эту церковь обязательно следует посетить. Разрешают фотографировать внутри.»
  • (15 февраля 2015 года) Елена: «очень хороший храм, красивое убранство, спокойствие, храм случайно найденный мной, имею сына болящего мл.Андрея, мы из Челябинска лежали в клинике в СПб, очень рада, что поклонилась таким святыням., за внешне неприметной дверью- такое чудо!»

Линтульский женский монастырь основан в 1896 г. В 1939 г. эвакуирован в Финляндию, где и существует до сих пор. Остались погреба и деревянная постройка: то ли бывшие кельи, то ли гостиница. Действует.



Линтульский Свято-Троицкий монастырь, общежительный, в имении Линтула, Кивинебского прихода, в Выборгском уезде, в 14 верстах от железнодорожной станции Териоки. Учрежден в 1905 году из женской общины, основанной в 1895 году. При нем школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Эта территории менее 70-ти лет назад принадлежала Финляндии. Линтульская обитель, настоятельницей которой была монахиня из Новодевичьего монастыря, основана святым праведным Иоанном Кронштадтским. После революции 1917 года все сестры уехали в Финляндию, где был образован Ново-Линтульский монастырь. Иоанн Кронштадтский долгие годы окормлял Линтульский монастырь.

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Линтульский (женский)

10 августа 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершал архиепископ Антоний в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского. История Свято-Троицкий Линтульский монастырь находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи на правах частичной автономии, на Карельском перешейке, всего в 50 километрах от Санкт-Петербурга. Монастырь был заложен в конце 19 века, когда россияне, - тайный советник Федор Петрович Неронов и его жена Лариса Алексеевна купили на Карельском перешейке, в 7 километрах от тогдашней русской границы, обширную усадьбу, с целью основать первый в Финляндии женский православный монастырь. Имение, носившее название Линтула (по-фински "птички"), находилось вблизи нынешнего поселка Огоньки по Верхне-Выборгскому шоссе. В 1894 году на средства Неронова началось строительство деревянного Троицкого храма, в нижнем этаже которого находилась трапезная. Рядом возвели деревянный дом с кельями для монахинь, ферму, конюшни и другие служебные постройки. Первые 8 сестер приехали сюда из Казанского Мокшанского монастыря Пензенской губернии. Освящение храма архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием (Вадковским) состоялось 4-го июня 1895 года. Настоятельницей обители он назначил монахиню Смарагду. В храме при этом находились, кроме многих особ из Петербурга и окрестностей, настоятель Валаамского монастыря игумен Гавриил и первые обитательницы Линтульского монастыря - две монахини и десять рясофорных послушниц, прибывших из Мокшанского Казанского монастыря (Пензенской губернии). Спустя год, 10 августа 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершал архиепископ Антоний в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского. В это время в общине жило уже 26 сестер.

В первые годы 20 века был построен главный монастырский дом, на втором этаже которого разместились покои настоятельницы, а на первый перевели из церкви трапезную. В отдельном небольшом здании во дворе находилась комната для священника, служившего в монастырском храме, и архиерейские покои, где останавливался во время приездов в обитель архиепископ. По определению Св. Синода от 19 августа / 11 сентября 1905 года Линтуловской женской общине был присвоен статус монастыря. В 1905 году умирает Лариса Алексеевна Неронова, в 1906 - ее супруг, строитель монастыря Федор Петрович Неронов. Похоронены они были возле алтарной стены Троицкой церкви. В 1911 году при монастыре был открыт приют и школа для детей окрестных жителей. Двухэтажный сиротский дом, где призревались и учились более 30 детей, был построен на частные пожертвования, возле входа в монастырь. Внутри освятили небольшую и уютную домовую церковь во имя свв. мученицы Софии и благоверного князя Владимира. Освящение состоялось 18 сентября 1911 года. Линтульский монастырь был небольшим. Условия жизни в монастыре были очень суровые. Великим подвигом кажутся сейчас труды сестер, направленные на превращение необжитой земли в цветущую обитель. Монастырю принадлежало 148 гектаров полевой и лесной земли и дача "Мир" в семи километра от Линтулы (в ней в 1905 году была устроена "здравница" для инвалидов русско-японской войны). Большое внимание монахини (в 1910-х гг. в монастыре жило около 70-ти монахинь) уделяли воспитанию детей. В Линтульском приюте воспитывался известный советский финский писатель Эльмар Грин. Он родился в с. Кивеннапа (пос. Первомайский).

В автобиографической повести "Жил был Матти" писатель с большой благодарностью и сыновьим чувством вспоминает годы, проведенные в приюте. В ночь на 9 апреля 1916 года неожиданный пожар целиком уничтожил Троицкую церковь. В огне погибли иконостас, ценные иконы, ризница, богатая библиотека и большая часть церковной утвари. На месте сгоревшей церкви в 1919 году была возведена новая, также в честь Св. Троицы, но и она простоял всего около 20 лет. Особенно тяжелыми для обители оказались 1917-1918 годы. Граница закрылась, и монастырь оказался в Финляндии, в особой пограничной зоне со строгим контролем. Приезд паломников прекратился. Бушевала гражданская война... В 1917 году сестрам пришлось уступить комиссарам свои жилища и переселиться в церковь, а в 1918 году в монастырь въехало 400 красноармейцев. В это время число монахинь уменьшилось с 70 до 40, оставшиеся голодали и мерзли. Но жизнь в Линтульском монастыре продолжалась и, в том же 1918 году, епископ Выборгский Серафим (Лукьянов) назначил игуменьей монахиню Ларису. В 1919 году он же освятил восстановленный после пожара Троицкий храм. Средства на постройку пожертвовал князь Иван Николаевич Салтыков. Архитектор Иван Бах использовал прежний гранитный фундамент, однако изменил облик храма, придав ему черты модерна. Внутри храма, в его южной части, была устроена усыпальница благотворителя и его жены, княгини Екатерины Константиновны Салтыковой. После получения Финляндией в 1918 году независимости положение Православной Церкви в ней стало сложным. До 1923 года она формально подчинялась Св. патриарху Московскому и Всея Руси, Тихону, но вследствие того, что связи с Россией были затруднены, православные приходы в Финляндии перешли в подчинение Константинопольского патриарха. В 1920-х годах монастырь вынужден был перейти на григорианский календарь. Для ежедневных богослужений в монастыре постоянно жил монах из Коневецкого или Валаамского монастырей. Читали и пели сами сестры. В приграничной Линтуле часто находили временный или постоянный приют беженцы из СССР. При монастыре было кладбище, где нашли свой вечный покой многие русские (например, жена художника Юрия Репина, сына И.Е. Репина, Прасковья Андреевна Андреева, скончавшаяся в 1929 году).

В 1931 году архиепископ Герман (Аав) назначил игуменьей монахиню Арсению. Жизнь монастыря постепенно наладилась и летом стали приезжать многочисленные гости. Была устроена летняя гостиница, открыт киоск, где продавали свечи, иконы, четки; одна из монахинь выполняла роль экскурсовода, показывая приезжим обитель. Затем наступил трагический 1939 год. "Зимняя война" заставила покинуть родные места и финнов и русских. Вынуждены были уйти и монахини Линтульского монастыря. Сорок сестер навсегда покинули свою обитель, оказавшуюся во фронтовой зоне. С собой удалось взять лишь чтимую икону Божией Матери Иерусалимской. Многое погибло во время боевых действий в 1939, 1941 и 1944 годах. Э. Грин, в составе советских войск воевавший в 1944 году на Карельском перешейке, свидетельствует, что к этому времени от Линтулы уцелело только одно двухэтажное здание с кельями наверху и общей трапезной внизу. Это здание сохранилось и до наших дней. Путь сестер, покинувших обитель в 1919 году, лежал в Финляндии через Тавастланд к селу Пунтари, где в одном из имений, они получили временное пристанище. Не имея своего хозяйства, сестры работали вне монастыря. Несколько молодых монахинь покинули обитель. Необходимо было срочно найти для монастыря постоянное место. Одно место нашли около Таммерфорса (Тампере), другое - в селе Палеки в Хейнявяси. Иеромонах, исполнявший обязанность монастырского исповедника, прочитал акафист перед образом Божией Матери Иерусалимской, и выбор пал на Палеки.

В 1946 году монахини окончательно переехали на ферму, принадлежавшую ранее акционерному обществу "Хакман". Немало помогли в обустройстве обители на новом месте игумен Харитон и иеромонах Исаак из Нового Валаама, расположенного неподалеку. Зал в главном доме был переделан в уютную церковь, где ежедневные богослужения совершали монахи с Нового Валаама. После смерти игуменьи Арсении сестры выбрали вместо нее монахиню Михаилу, и в 1961 году архиепископ Павел утвердил ее назначение. Чтобы продолжать монастырскую жизнь, необходимо было подумать о строительстве новой церкви и монастырских строений. В 1966 году здания были готовы, а в 1973 году освятили во имя Пресвятой Троицы новую церковь. С 1967 года при монастыре имеется свой свечной завод, который сегодня снабжает церковными свечами все православные храмы Финляндии. В 1975 году новой игуменьей стала монахиня Антония, которая и поныне возглавляет обитель. Кроме нее, в монастыре живут 7 монахинь и 2 послушницы.

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1130



Свято-Троицкий Линтульский монастырь находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи на правах частичной автономии, на Карельском перешейке, всего в 50 километрах от Санкт-Петербурга. Монастырь был заложен в конце 19 века, когда россияне, - тайный советник Федор Петрович Неронов и его жена Лариса Алексеевна купили на Карельском перешейке, в 7 километрах от тогдашней русской границы, обширную усадьбу, с целью основать первый в Финляндии женский православный монастырь. Имение, носившее название Линтула (по-фински "птички"), находилось вблизи нынешнего поселка Огоньки по Верхне-Выборгскому шоссе.

10 августа 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершал архиепископ Антоний в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского. В это время в общине жило уже 26 сестер.

В 1939 году, в связи с началом советско-финской войны, монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. И лишь в 2007 году он начал возрождаться на своем историческом месте, в качестве подворья Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

4 августа 2008 года, в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, состоялся крестный ход из Константино-Еленинского женского монастыря к бывшей Линтульской обители. Перед началом крестного хода в монастырском храме святых равноапостольных Константина и Елены была отслужена Божественная Литургия. Возглавил богослужение старший священник монастыря игумен Феоктист (Кириленко), ему сослужили иерей Андрей (Мунтян) и иерей Георгий (Пименов). Всего в крестном ходе приняли участие около двухсот человек. Крестоходцы прошли 10 километров пути от поселка Ленинское, где находится Константино-Еленинский монастырь, до поселка Огоньки. На месте разрушенного Свято-Троицкого храма Линтульского женского монастыря был совершен водосвятный молебен и установлен поклонный крест.

По материалам: http://palmernw.ru/lintula/lintula.html;



1 ноября 2007 года, в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского, распоряжением митрополита Санкт-Петербургского Владимира, бывший Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь был приписан как подворье к Константино-Еленинскому женскому монастырю, расположенному в поселке Ленинском Выборгского района Ленинградской области.

18 августа 2017 года в ходе визита в Санкт-Петербургскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкое Линтульское подворье Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Огоньки. На подворье Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения верхнего храма в честь Живоначальной Троицы (нижний храм освящен в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской) и место строительства часовни святого праведного Иоанна Кронштадтского.

http://pravprihod.ru/pages/main/family_objects/by_types/04/33517/index.shtml

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Игумения Илариона (Феоктистова)

Константино-Еленинский женский монастырь

Санкт-Петербургской епархии

Русской Православной Церкви,

Санкт-Петербург, Россия

В своем сообщении я кратко расскажу об организации паломнической деятельности нашей обители и о том, какие особенности присущи этой деятельности в условиях небольшого вновь созданного монастыря.

Паломническая деятельность монастыря началась с момента его возникновения. Константино-Еленинский монастырь образован в 2006 году на месте приходского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области, в 50 км от Санкт-Петербурга. Первые насельницы в количестве 5 человек переехали сюда из Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, где они начинали свою монашескую жизнь.

Наш монастырь имеет несколько характерных особенностей:

1. Совершенно новый монастырь. Исторически в поселке Ленинское никогда не было не только монастыря, но даже православного храма, так как до 1939 года это была территория Финляндии (место называлось Хаппала – Осиновое). Отсутствовала какая-либо церковная традиция в жизни народа.

2. В монастыре собрано большое количество святынь: это частицы мощей древних святых, иконы старого русского письма и новонаписанные на Святой Горе Афон, в том числе точный список иконы Всецарица, уже горячо почитаемый нашими прихожанами. Эти святыни доставлены из Западной Европы ктитором (основателем, попечителем) монастыря Голощаповым К.В. В монастыре находятся частицы мощей свв. равноапп. царей Константина и Елены, свт. Николая, свт. Спиридона, вмч. Пантелеимона, свв.бесср. Космы и Дамиана Римских, св.равноапп. Марии Магдалины и многих других святых, чтимая икона Божией Матери «Иверская». На Санкт-Петербургском подворье: мч.Вонифатия, мц.Христины, вмч.Георгия Победоносца, блж.Матроны Московской, мцц. Веры, Надежды, Любови, чтимая иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»

3. Такое сочетание новизны и древности создает особое духовное напряжение в жизни обители. Историческую перспективу для монастыря создают два его подворья – Линтульское Свято-Троицкое в поселке Огоньки Выборгского района Л.О., в 10 км от монастыря, и Санкт-Петербургское на Рижском пр.,9, - храм прмч. Андрея Критского. Подворья с монастырем объединяет царская тема: и храм прмч.Андрея Критского, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле были построены в 90-е годы Х1Х века после чудесного спасения царской семьи императора Александра Ш в при крушении поезда в Борках. И тот, и другой храм освящал св.прав. отец Иоанн Кронштадтский, и тут, и там преобладала миссионерская направленность: сщмч. Философ Орнатский в течение более 20-ти лет был настоятелем храма прмч. Андрея Критского и возглавлял всероссийское Общество духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле, находясь среди финского населения, своей жизнью свидетельствовал о православной вере, а также содержал школу-приют для местных детей.

4. Близость нашего монастыря к Санкт-Петербургу создает возможность однодневных поездок в монастырь, чтобы за краткое время приезжающие могли выйти из рутинного потока городской жизни. Внутренняя связь монастыря и его подворий позволяет видеть монастырскую жизнь с разных сторон.

Константино-Еленинский монастырь в организации паломнической деятельности изначально избрал для себя приоритет духовной пользы как для насельниц (возможность послужить ближним ко спасению), так и для паломников (возможность вхождения в полноту церковной жизни), что соответствует «Рекомендациям по развитию паломнической деятельности», разработанными Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ.

Паломническая деятельность Константино-Еленинского монастыря осуществляется в трех направлениях:

  1. Прием паломников в монастыре группами и индивидуально. Это направление поддерживается силами насельниц обители и включает следующие послушания: предварительная запись групп, экскурсии на территории монастыря, организация трапезы, ночлега, трудов для паломников-трудников, аналитическая работа. Послушания: экскурсоводов, гостиничной, келарская служба, киоск «Монастырские блины». Всем этим занимаются сестры: экскурсоводы, гостиничная и келарская службы, дежурные в киоске «Монастырские блины». Принимаем 290-350 групп в год от 10 до 50 человек в группе.

Содержание экскурсий на территории монастыря предполагает:

1.1. Для паломников: участие в богослужениях, знакомство с историей и святынями монастыря, ответы на вопросы, информация о возможности приехать в монастырь в качестве паломника-трудника.

1.2. Для туристов: свидетельство о существовании монастырей в современных условиях, присутствие людей, решившихся на монашество, знакомство с храмами монастыря, элементарными сведениями о церковной жизни, рассказ об иконах, мощах, святых угодниках Божиих, о Таинствах Церкви.

1.3. Прием паломников-трудников осуществляется по специально разработанным Правилам внутреннего распорядка. За годы существования монастыря через трудничество прошли 875 человек, многие приезжают на помощь постоянно, некоторые вошли в число сестер. За 2015 год – 130 человек, приехавших потрудиться в монастырь впервые. Индивидуальные паломники-трудники имеют возможность пожить в условиях монастырского распорядка дня, включающего богослужение и труд, удаление от суеты (излишней информации и развлечений). Паломники могут подробно исповедоваться и получить совет духовно опытных людей, общаться с верующими и воцерковленными людьми, видеть пример сестер. В нашей обители все живут на равных условиях в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Желающих пожить в монастыре, как в светской гостинице, не принимаем.

  1. Организация поездок для мирян от монастыря и в монастырь. Этим занимается Паломническая служба обители в лице Замешайловой С.Г. Организуются паломнические поездки два раза в месяц по нестандартным маршрутам как по России, так и зарубеж. Особый маршрут: начиная с Санкт-Петербургского подворья (храм и музей), продолжая в монастыре и заканчивая на Линтульском подворье – для одного дня огромное количество впечатлений, погружение в разностороннюю жизнь нашего монастыря.
  2. Школа православного экскурсовода в воскресной школе-центре для взрослых «Училище благочестия» на Санкт-Петербургском подворье монастыря при храме прмч. Андрея Критского. Школа готовит организаторов паломнических поездок, обучение включает подробное знакомство со святыми и культурно значимыми местами Северо-Запада России, что позволяет называть такие поездки Интеллектуальным паломничеством. Организуются учебные поездки по Ленинградской области. Деятельностью ШПЭ руководит Жервэ Н.Н.
  3. Паломничество сестер монастыря (группами от трех до 10 человек) важно для внутренней жизни монастыря: происходит осознание сестринского единства в общецерковном и межмонастырском общении. Сестры ездят в г.Бари к мощам свт.Николая, в Троице-Сергиеву лавру, на Соловки, в Оптину пустынь, другие обители России. Игумения Илариона совершила восхождение на г.Арарат в Турции 31 августа - 3 сентября 2012 года. (см. статью «Восхождение на библейскую гору Арарат» в 3-м номере альманаха «Линтула»). Гора Арарат в библейском понимании – символ единства современной человеческой цивилизации, незыблемости семейных ценностей и обретения спасения в духовном ковчеге – Церкви Христовой.
  4. Особый вид паломничества – ежегодный Крестный ход из монастыря в пос.Ленинское к Линтульскому подворью в пос.Огоньки. Расстояние пути – 10 км. Начало – в 8 часов утра у главного храма обители, затем с молебным пением движение по проезжей части дороги местного значения в сопровождении автомашин ГИБДД. Прибытие в Линтулу к 10 часам. Литургия в Свято-Троицком храме Линтульского подворья. Трапеза, общение. Участвуют священнослужители, сестры, прихожане монастыря и гости обители (в 2015 г. – около 400 чел).

Особенности паломнической деятельности монастыря.

1. Личностный подход в работе всех направлений. Это относится и к организаторам паломничеств, и к участникам поездок. В отношении организаторов: авторские маршруты, авторская программа подготовки гидов. В отношении самих паломников и туристов: максимум внимания и к каждому человеку, и к группе в целом, чему способствует и небольшое количество групп. И группа, и индивидуальный паломник может почувствовать себя в ограде монастыря удаленным от мирской суеты. Есть возможность задать все интересующие вопросы и получить ответы, которые помогут понять реальную жизнь обители и избавиться от навязанных извне стереотипов восприятия монастырской жизни и отношения к ней.

2. Цель пребывания индивидуальных паломников в монастыре – духовная польза. Этим определяется и продолжительность проживания, и единый для всех образ жизни, учитывающий индивидуальные особенности и силы каждого, и распределение послушаний. Создается возможность полноценного воцерковления, участия в Таинствах. В гостинице существует библиотека духовной литературы для общего пользования.

Прием паломников в монастыре.

Количественные показатели

Год

Кол-во групп:

абсолют/% к прошлому году

Кол-во паломников в группах, чел.;

абсолют/% к прошлому году

Кол-во индивидуальных паломников-трудников, приехавших в К.-Е. монастырь впервые

1160

2008

136

4207

2009

163; 119,9%

4605, 109,4%

2010

247; 151,0%

6691, 145,0%

2011

299; 121,0%

7510; 112,24%

108

2012

279; 93,2%

6649; 88,5%

2013

349; 125 %

7926; 120,4%

109

2014

328; 94%

7826; 96,5%

121; 104,3%

2015

290; 88,4%

6916; 88,3%

133; 109,9%

Всего

2142

53490

875

Количество паломников увеличивалось до 2013 года. В 2014 и 2015 количество групп уменьшилось в связи с общей экономической ситуацией. Количество индивидуальных паломников неизменно увеличивается от года к году. Большинство индивидуальных паломников после первого посещения приезжают в монастырь неоднократно.

Качественный анализ

Соотношение местных и удаленных маршрутов

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

СПб

125

138

180

193

291

Область

дальние

136

163

247

299

279

338

Большую часть составляют паломники из Санкт-Петербурга и области, что позволяет поддерживать отношения с организаторами поездок на постоянной основе и вести более целенаправленную просветительскую деятельность.

География паломнических групп:

Россия: Москва, Московская область, Великий Новгород, Псков, Ярославль, Череповец, Боровичи, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Луганск, Воронеж, Курск, Саратов, Старый Оскол, Иван-Город.

Белоруссия: Минск, Брест.

Украина: Оскания-Нова.

Латвия: Рига.

Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярви.

Финляндия. Франция.

Соотношение паломнических и туристических групп

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Паломники

101

108

153

113

139

115

Туристы

2,0%

25,7%

33,7%

38,1%

186

62,2%

140

50,2%

223

66,0%

Всего

136

163

247

299

279

338

Паломники : паломнические службы, приходы, монастыри, воскресные школы, церковные благотворительные и просветительские организации.

Туристы : турфирмы, отделы социального обеспечения районов Санкт-Петербурга, учебные заведения, санатории, официальные светские делегации.

Возрастание процентного участия светских организаций является хорошей возможностью миссионерства. Прием церковных паломнических групп укрепляет молитвенное единство и соборность верующих.

В процессе паломнической деятельности мы столкнулись со следующей проблемой. Все приезжающие имеют возможность воцерковиться и получить духовную пользу, но страдающие тяжелыми зависимостями требуют особых условий. Монастырь не может удержать человека в своих стенах принудительно, так как вход и выход за ограду свободный. Также почти не ограничена возможность общения, как личного со всеми находящимися на территории монастыря, так и по телефону, интернету и с помощью других средств коммуникации. Ошибочно думать, что монастырские условия сработают автоматически, без желания самого страждущего и детальной духовной работы над собой, а также без усилий близких и родственников зависимого человека. Обычно проявляется целый «куст» проблем, в том числе проблема потребительского отношения к Церкви - «там должны помочь» без личного участия нуждающихся. Решение проблемы возможно при взаимодействии с профильными церковными организациями, занимающимися социально-благотворительной деятельностью.

Будущее паломнического служения монастыря, расширение его возможностей и обогащение внутренним содержанием, мы связываем со строительством нового монастырского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, а также с развитием богослужебной, просветительской и хозяйственной деятельности на Санкт-Петербургском и Линтульском подворьях монастыря.

Монастыри Русской Православной Церкви хранят и чтут церковные святыни (мощи святых, чудотворные иконы и другие реликвии) как свидетельство истинности нашей веры в Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа. Монастыри самим своим существованием хранят и живое церковное предание как совокупность внутреннего духовного делания и внешнего благочестия. Внутри ограды монастыря находится то сакральное пространство, попадая в которое человек начинает соразмерять свою жизнь с непреходящими евангельскими ценностями, которые для России являются одновременно и фундаментом, и целью национальной жизни. Соприкасаясь с монастырской жизнью, человек одновременно укореняется в традиции и находит путь к решению современных проблем. В связи с этим значение паломничества и религиозного туризма может быть оценено как весьма важное для сохранения национальной идентичности, а реализация такого рода проектов как сфера деятельности, требующая высокого профессионализма и творческого вдохновения.

История связана с событием, случившимся 17 (30) октября 1888 года. На Курско-Харьковско-Азовской железной дороге потерпел крушение поезд, на котором путешествовал Александр III с императрицей и детьми. Государь, спасая семью и приближенных, удерживал на своих плечах часть крыши разбитого вагона. В тот день отмечался праздник Андрея Критского, убитого в годы правления византийского императора Константина Копронима (754 год). Спустя 3 года, в 1891 году, в канцелярию Санкт-Петербургского генерал-губернатора было подано прошение потомственного почетного гражданина Г. В. Егорова о постройке дома для православного благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия. В списке учредителей одним из первых поставил свою подпись св. праведный Иоанн Кронштадтский, ставший его почетным членом. Всего на 1 января 1905 года в Обществе состояло 727 человек.

Место для строительства Дома благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия было выбрано не случайно. Станция Сергиево своим появлением обязана расположенному по соседству монастырю - Троице-Сергиевой пустыни. Первоначально и станция называлась "Сергиева Пустынь". Здесь паломники из С.-Петербурга пересаживались на конку г-на Цоппи и ехали в монастырь.

Проект дома составил староста Исаакиевского собора, действительный статский советник, архитектор Митрофан Михайлович Долгополов, построивший в те годы немало зданий на территории пос. Сергиево (нынешней Володарки) и Стрельны. На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, в слободе Александрово близ станции Сергиево, "в границах Андреевской улицы, части Дмитриевской улицы, части Оболенского проспекта, против Владимирской площади" было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей-подростков, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня. На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А. Н. Дорофина был выстроен храм в честь Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 года и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 года за N 4739 причисленный к Петергофскому благочинническому округу.

Престол в храме был облицован 5-ю мраморными досками; антиминс - с мощами св. мученика Иакова Персиянина. Иконостас в церкви дубовый, резной, о 15-ти иконах, писаных на полотне по золотому фону, под стеклом - Спасителя и Божией Матери, Михаила и Гавриила в диаконских дверях, преподобномученика Андрея Критского и прп. Сергия Радонежского - боковые, Благовещение и четыре евангелиста в царских вратах, Тайная Вечеря, свв. Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского, свв. Митрофана и Тихона Воронежских.

В советское время Дом милосердия с храмом постигла та же участь, что и многие тысячи православных храмов: он был закрыт в 1929 году, клир и служащие разогнаны, были уничтожены все иконы, росписи и иконостасы. Храм открывался лишь ненадолго в Великую Отечественную войну в период оккупации. Церковь серьезно пострадала от бомбометания во время контрнаступления наших войск. После войны заново отстроенное здание использовалось под различные нужды. В 1959 году здание отдали под Дом культуры поселка.

Приход в честь св. прмч. Андрея Критского был возрожден в 1992 году. В этом же году общине верующих было возвращено принадлежавшее Обществу полуразрушенное обезображенное здание часовни в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" у железнодорожной платформы Володарская. С благословения Владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского часовня была реконструирована под церковь. Здание церкви является памятником архитектуры, реставрационно-восстановительные работы которого были закончены в 1999 году. Титанический труд проделали зодчие. Не имея ни чертежей разбитой часовни, ни ее планов, они попытались восстановить здание в прежнем виде. При помощи дореволюционной фотографии, по сохраненной дуге купола архитекторам это удалось. Первая Божественная литургия в храме после долгого перерыва совершена 23 января 1994 года, в праздник свт. Григория Нисского. Внутри церковь отделана дубовыми досками, стены и маковки покрасили, к небу вознеслись позолоченные кресты. Художники-иконописцы заново создали иконостас для храма, причем работа была выполнена в духе мастеров времён Симона Ушакова. С 1997 года богослужения в церкви "Всех Скорбящих Радосте" проводятся регулярно.

В декабре 1994 года решением Санкт-Петербургской мэрии общине был возвращен ее главный храм в честь святого Андрея Критского и ряд помещений Дома милосердия. Первая служба во вновь переданном храме совершилась на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1995 года. Окончательная передача Русской Православной Церкви здания, также находящегося под охраной государства как памятник архитектуры начала XX века, состоялась в конце 2002 года. В здании произведена реконструкция и восстановлены объемы помещения храма, который был заново обустроен: установлен резной дубовый иконостас; написаны иконы; в проеме алтарного окна установлена двухстороняя икона Воскресения Христова и Господа Вседержителя с предстоящими фигурами преподобного Сергия Радонежского и преподобномученика Андрея Критского; есть резное Распятие, писаная Плащаница с золотым шитьем по бархату. В храме находятся частицы мощей евангелиста Марка, апостола Фомы, свщмч. Иллариона, вмч. Георгия, прп. Даниила Переяславского, прп. Иова Почаевского, св. кн. Василия Ярославского, прав. Симеона Верхотурского, прмцц. Елизаветы и Варвары, св. Тихона Патриарха Московского, частицы гробов и облачений более 20 святых. Над зданием возведен небольшой луковичный куполок. При возрожденном храме прмч. Андрея Критского открылась Покровская богадельня, принявшая в феврале 1996 года первых шесть насельниц.