Из чего сделан храм христа спасителя. Храм христа спасителя краткая информация. — Как проходил конкурс на право расписывать храм


Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник , посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года нового храма.

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Василий Нестеренко: «Контроль осуществлялся неусыпный»

В Светлую Пасхальную ночь верующие придут на торжественную службу в храмы. Самый большой собор Русской православной церкви, храм Христа Спасителя, примет около 10 тысяч человек.

Его судьба оказалась трагичной. В ХIХ веке храм строили на протяжении 44 лет. А в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года его взорвали.

Заново собор был отстроен в 1994-1997 годах. Роспись внутри храма занимает около 22 тысяч квадратных метров, из которых около 9 тысяч — позолочены.

О том, как воссоздавалось живописное убранство храма и как во многом повторились события в жизни современных художников и мастеров ХIХ века — накануне Воскресения Христова рассказал «МК» народный художник России, действительный член Российской академии художеств Василий НЕСТЕРЕНКО.

Фото из личного архива

— Как было принято решение о росписи храма Христа Спасителя?

— Я помню, как начали восстанавливать собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. На месте древней святыни был поставлен общественный туалет. И вдруг на месте туалета начали строить храм. Это было чудо. Я каждый день ходил смотреть, как возводятся сначала стены, потом устанавливается купол… Это было настолько удивительно, что тогда я поверил, что, может быть, когда-нибудь восстановят и храм Христа Спасителя. Ведь что говорилось у нас? Храм не представляет собой художественной ценности. Вот в чем было иезуитство, ложь искусствоведов, лжеученых, которыми так богата наша великая страна. Как же не представляет, когда лучшие художники, лучшие скульпторы, лучшие архитекторы принимали участие в этом всенародном деле! Да еще и посвященном такому событию, как освобождение от наполеоновского нашествия. Как символ он был построен. Как символ его разрушили. И как символ его восстановили.

Воссозданный храм Христа Спасителя ведь долгое время стоял с абсолютно белыми стенами. Было стойкое мнение, что храм расписать нельзя, нет таких художников, которые смогут повторить росписи ХIХ века. Предполагалось, что будут идти иконы по нижнему ряду, и все. Я помню концерты Мстислава Ростроповича под белыми стенами и сводами. И вот неожиданно для всех патриарх Алексий Второй 27 февраля 1997 года принимает решение о воссоздании внешнего и внутреннего убранства храма Христа Спасителя в том виде, каким он был в ХIХ веке. И ведь повторилось все вплоть до мелочей.


Фото из личного архива

Например, в том, первом храме, пол был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года, — Франции, Италии. Из тех же каменоломен поступал мрамор на пол и стены нового храма.

— Как проходил конкурс на право расписывать храм?

— Вся художественная Россия зашевелилась: кто будет расписывать? Конкурсов было несколько. Была большая комиссия, которую сначала возглавлял митрополит Ювеналий, потом архиепископ Орехово-Зуевский Алексей. В нее входили как искусствоведы, технологи, так и представители церкви и Академии художеств. Нам давали конкурсные задания. Весь 1998 год я провел в жесточайшей борьбе за право расписывать этот храм, хотя с самого начала мне было сказано, что мои работы одни из лучших. Говорят, если твоя работа сделана, но у тебя не было искушения, то есть трудностей, значит, твоя работа не принята. А если ты для церкви работал и у тебя было много проблем, много сложностей и ты их преодолел, то твоя работа принята. Весь год я делал колоссальные подготовительные работы. Помню, «Евангелиста Матфея» написал маслом на холсте в натуральную величину, пять метров в высоту. Одно время была идея наклеивать на стены холсты, но она не была поддержана. У меня эту роспись приняли без единого замечания. Вот так мы готовились к «выходу на стены».

Меня часто спрашивают, кто же расписал храм, кто эти достойные люди? Знаете, Бог сам определил, кто достоин. По итогам конкурсов кому-то предлагалось очень многое, в результате они не сделали ничего. Другим досталось мало, но сделали они много. И это определялось отнюдь не комиссией. В конечном итоге получилось так, что храм расписали те, кто искренне этого хотел, был хорошим мастером-художником и не искал своего — госпремий или денег. Девиз храма ведь: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

Основная часть храма была расписана москвичами. Была еще большая группа художников из Санкт-Петербурга, Ярославля, Пскова.


Фото из личного архива

«Контроль осуществлялся неусыпный»

— Какой фронт работ был определен вам?

— Я восстанавливал четыре росписи: две по 15 метров — «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» и одну сдвоенную — «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей». Она в высоту 23 метра — восьмиэтажный дом! Потом писал иконы, работал в трапезной.

— Как удалось добиться точности? Скопировать ведь можно, когда имеешь перед глазами оригинал, но, насколько известно, никакого наглядного материала практически не осталось?

— Сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Были также черно-белые фотографии размером с почтовую открытку. Качество такое, что больше, чем формат А4, не увеличишь. А нужно было воссоздавать колоссальные росписи по 10, 15 и более 20 метров. Свидетельств о цвете росписи не было. Некоторые вещи вообще не были отсняты.

— Цензоры контролировали, наставляли? Или у вас были полностью развязаны руки?

— Когда начали работать, постоянно ходили комиссии. В одной из них присутствовал художник-священник, Отец Герасим, который в детстве был прихожанином первого храма Христа Спасителя. Контроль осуществлялся неусыпный. Придирались ко всему. А у нас были только черно-белые фотографии, практически — композиционные схемы, а роспись нужно было разогнать на 20 метров. Тимпаны (внутреннее поле фронтона. — Авт.) были по 5-15 метров каждый.


Фото из личного архива

У меня сдвоенная роспись «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей» была в высоту 23 метра. Отвес не опустишь, так как это полусвод, полусфера. А надо было соблюсти пропорции, цветовое и тональное напряжение… Найти свои складки, свои руки, свои лики… В ХIХ веке росписи знаковых храмов, например, Владимирского собора в Киеве, храма Христа Спасителя, повторялись. Каждый из нас изучал их. Говорили, там-то есть определенная роспись, собирались, ехали смотреть.

— Насколько сложно было отказаться от собственного «я» и перевоплотиться в художников ХIХ века?

— Очень сложно, потому что у каждого художника своя манера, свой почерк. В ХIХ веке все ведь тоже происходило достаточно напряженно и трагично, ломались копья, такие душераздирающие истории были. Например, один великий художник сделал роспись барабана (цилиндрической или многогранной части здания, которая служит основанием для купола. — Авт.), пришел император и сказал, что ему не понравилась его работа. Художнику заплатили и стали сбивать роспись. Он умер от горя.

— Так и было. Это говорит о том, какие искушения были в ХIХ веке. Предполагалось, что «Явление Христа народу» будет росписью храма Христа Спасителя. Работая над картиной, Александр Андреевич Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Он был знаком с архитектором храма Константином Тоном. Но получилось так, что Иванова не пригласили.

Сейчас, слава богу, никто не умер. Но степень накала страстей была похожа.


Фото из личного архива

Мне посчастливилось восстанавливать две росписи Семирадского, две росписи Сорокина — прославленных мастеров ХIХ века. Когда в 80-е годы я учился в московской средней художественной школе, фамилии Семирадского и Сорокина, которые расписывали храм, не были широко известны. Помню, кто-то принес книгу — и мы тайком смотрели их росписи. Тогда же отметили: ничего себе, какие интересные композиции. И так мастерски исполнены, а художники не известны. Это был непознанный для нас пласт.

Кто бы мог подумать, что спустя годы я буду восстанавливать роспись «Воскресение Христово», которая так поразила меня в детстве.

Надо было перевоплотиться в человека ХIХ века. Это была по-своему научная работа, творческий диалог. Я проживал их жизнь, испытывал тебе же чувства, что и Семирадский, и Евграф Сорокин в свое время. Многое в наших биографиях повторилось.

Помимо «Воскресения Христово», мне неожиданно предложили сделать еще две огромные росписи: «Вход Господень во Иерусалим» и «Крещение Господне». Эти работы изначально были даны другому художнику, но он отказался по каким-то своим причинам. Согласно письмам Семирадского, у него было то же самое. Тогда эти две росписи также были отданы сначала другому художнику. Семирадский был в Италии, к нему пришла срочная депеша с просьбой заняться двумя этими росписями. Спустя годы история повторилась.


Фото из личного архива

Когда храм в ХIХ веке был уже весь расписан, Семирадский сидел на западном тимпане и доделывал «Вход Господень во Иерусалим». Он заканчивал работу последним, ему говорили: «Генрих Ипполитович, ну сколько можно сидеть? Вот-вот придет император». А он все доделывал. То же самое было и у меня. Уже были разобраны леса. Я приплачивал, чтобы их поднимали на ночь, с тем чтобы залезть и доделать «Вход Господень во Иерусалим». Настолько повторилась история.

«Господь видел желание, видел труд, стремление и помогал»

— У вас краски были те же, что и в ХIХ веке?

— Расписывали маслом. Художники ХIХ века добавляли воск в краску, в результате росписи опадали и разрушались. Мы уже сами росписи покрывали воском. Была сохранена специальная технология с добавлением лака и растворителя, которая называется вощением.

— В ХIХ веке храм Христа Спасителя расписывался десять лет. Как вам удалось управиться за 7,5 месяца?

— Господь видел желание, видел труд, стремление и помогал! Мы работали с 15 апреля по 25 ноября. Осмыслить и понять, как мы это сделали за такой короткий срок, — невозможно.


Фото из личного архива

В ХIХ веке ведь трижды снимали леса, чтобы увидеть картину целиком. Главная задача была не просто хорошо сделать роспись, а чтобы она сочеталась с работой других мастеров, а также с орнаментами. Должен быть целостный ансамбль. У нас не было возможности снимать леса.

Я, например, делал четыре огромные росписи одновременно без каких-либо помощников, одной рукой, перебегая с одного места на другое. При этом в храме продолжались строительные работы, ходили-скрежетали лифты, где-то выдирали гвозди… Мне было 33 года. Работал по 14 часов. Позволял себе короткий сон и опять спешил в храм.

Росписи были сделаны. На следующий год я делал четыре Богородичные иконы, Плащаницу для главного престола, пять картин на евангельские сюжеты в трапезной патриарха и десять видов монастырей в аванзале Зала церковных соборов. Нет большей радости, чем прийти в храм, который расписан тобой и который уже живет своей жизнью.

— Вам заплатили за работу?

— Что-то заплатили. Господь, если ты не думаешь о деньгах, дает тебе ровно столько, сколько тебе требуется. И так было с каждым, кто работал над росписями в храме Христа Спасителя. Надо было что-то человеку получить, и он это получал. Тем, кто искал денег, как раз ничего и не досталось.


— Вы писали портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Можете вспомнить, как над ними работали?

— Он был очень скромным человеком, не любил парадных портретов. Больше всего я запомнил его глаза. У него был удивительный взгляд, бывало, он стоял в храме, смотрел на всех, а каждому казалось, что он смотрит именно на него. Такая вот невероятная любовь была у него в душе и в сердце.

Я с ним был вместе 12 лет. Патриарх открывал мои выставки. Мы часто встречались в Марфо-Мариинской обители. Всякий раз было огромное желание постоять с ним рядом. В такие минуты я забывал, что у меня были какие-то дела, настолько мне было хорошо.

— Всех хочу поздравить словами «Христос Воскресе!», в эти дни нет смерти, нет грехов, нет печали о собственном несовершенстве, а только одна радость о воскресшем Спасителе. Это касается всех. Пасхальной вам радости!

Храм Христа Спасителя - главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция - форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья - на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов - в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу - 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января - по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 - 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя - один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.

К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок - 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями.

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к . В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.

На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены по эскизам Ф. П. Толстого.

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно- цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже - земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород .

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а помещение используется во время торжественных богослужений.

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.