Про путешествия, ориентирование и про всё. Игорь Шаймарданов "Александру Сергеевичу хорошо!"



Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в г. Камбарке (Удмуртия) в 1964 году. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был Главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы находятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт– Петербург), Пскове, частных собраниях.

В творчестве художника театра Игоря Дмитриевича Шаймарданова Пушкин играет ведущую роль. Герою посвящены десятки произведений и целые серии: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александр Сергеевич и Арина Родионовна»… Выставка «Александр Сергеевич и другие…» - это взгляд в прошлое, возможность окинуть единым взором более чем десятилетний период творческой биографии автора.
«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Всё просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего.

Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…»



«Солнечный ветер». Ситец, масло, 94х71. 2001



«Сходитесь». Холст, масло, 90х70. 2001



«Пушкин на Черном море». Холст, масло, 70х60. 2001

Ну что же, начинаем праздновать. :-))
Представляю вам чудесный цикл картин художника Игоря Шаймарданова под названием "Псковская Масленица".

Шаймарданов Игорь Дмитриевич родился в 1964 г. в Удмуртии. Учился в художественной школе, художественном училище. После службы в армии учился в Санкт-Петербургской Академия театрального искусства, где в 1991 году защитил диплом сценографа. С 1995 г. работает как театральный художник. Оформил около 30 спектаклей.

В качестве художника-постановщика принимал участие в проведении городских праздничных мероприятий, фестивалей, карнавалов, и юбилейных торжеств.

Провел более 40 персональных выставок. Работает в жанре традиционной сюжетной живописи и графики. Член Союза Художников России. Член Союза Театральных Деятелей России.

Работы И.Д.Шаймарданова находятся в частных собраниях, "Фонде современного искусства", Пушкиногорском музее-заповеднике, музее-квартире Владимира Набокова, Бизнес-центре "Нептун", Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

На протяжении последних нескольких лет был главным художников Всероссийской Масленицы в Пскове.

Не так давно я побывала в Пушкиногорье. Я думаю, каждый филолог должен посетить эти святые и наполненные Пушкиным места. Честно говоря, мне хочется ездить теперь туда каждый год. Тишина, покой, так и вспоминаются слова самого Алекандра Сергеевича: "На свете счастья нет, но есть покой и воля".

Стены нашей гостиницы были украшены оригинальными, выполненными с юмором работами И. Шаймарданова. И вот в одном из музеев я обнаружила книгу иллюстраций этого художника и, конечно, сразу купила. Каждая иллюстрация снабжена или воспоминаниями, или строками самого поэта. Не всегда строчки подходили под рисунки, но это было и неважно. В книге чувствовался дух Пушкиногорья. Видно, что художник прожил здесь немало времени.

Эту книгу хочется листать и листать. Я решила сделать презентацию по этим рисункам. Какие-то подписи к ним я взяла из книги, какие-то подобрала сама.

Где можно использовать презентацию учителю? Думаю, на уроках, когда знакомимся с темой "Пушкин в Михайловском", на занятиях элективов, кружков. Это нестандартный и очень современный взгляд на поэта. Кроме того, презентация даёт определнное представление о его личности.

По ходу демонстрации этого слайда сообщается, что учитель сегодня расскажет о Пушкине в Михайловском, ребята больше узнают о личности поэта, его увлечениях, привычках, вспомнят его стихотворения и познакомятся с нестандартным образом Пушкина, созданным художником И. Шаймардановым.

Данный слайд демонстрирует отношение Пушкина к деревне такое же, каково было у его героя - Евгения Онегина. Хотя это отношение не оставалось всю жизнь Пушкина неизменным.

Не всегда мнение поэта и лирического героя, героя произведения, совпадают. Это мы можем видеть на этом слайде. Видно, что художник писал с натуры, сравните фото Пушкинского дома со стороны реки и рисунок художника.

Читая это письмо, мы убеждаемся, что со временем поэт полюбил деревню больше. К тому же теперь он там находился по собственной инициативе, а не вынужденно.

Художник изобразил несколько известных пунктов Пушкиногорья, например, Дуб уединённый. Возможно, о нём поэт писал эти всем известные строчки.

Когда мы читаем эти воспоминания, нам на ум сразу приходит Онегин. Разве не он дичился соседей, не не увлекался охотой и любил уединение? Пушкин многие свои черты приписал своему герою.

Всего несколько раз Пушкин, внимательно относящийся к своей внешности, одевался таким образом, но это настолько всех поразило, что в воспоминаниях часто всплывает эта картинка. Мы узнаём, что он не очень был привередлив в еде, но иногда был ужасный "прожора", замечает князь Вяземский. Так, мочёные яблоки, апельсины он мог есть дюжинами.

Мария Ивановна Осипова - одна из дочерей П. И. Осиповой-Вульф.

Обратите внимание: сопоставив рисунок и фото, мы приходим снова к выводу, что художник писал с натуры.

Этот слайд - продолжение предыдущего, ещё одно свидетельство того, что Пушкин ездил на старой кляче.

В "Барышне-крестьянке" герою приписываются черты самого поэта - простота в общении с крестьянами. Следующий слайд тому подтверждение.

Ну как тут не вспомнить фрагмент из "Горя от ума":

"Он фармазон, он пьёт одно стаканом красное вино".

Обитатели Тригорского воображали, что именно они прототипы героев "Онегина". Так, считается, что одним из прототипов Ленского был Алексей Николаевич Вульф. Ленский учился в Германии, видимо, в Геттингенском университете, а Вульф - в Дерптском. Но по данной характеристике мы видим, что хоть Пушкин и считал его свои приятелем, но очень снисходительно к нему относился. И не случайно: Вульф после смерти поэта оправдывал, например, Дантеса.

Остров Уединения - одно из достопримечательностей Михайловского. Фоном слайда служит его фото, сделанное мной. Часто в ссылке Пушкин общался не только с Вульфом, но и с поэтом Языковым, который был приятелем Вульфа. Художник посвятил их отношениям много рисунков в книге.

Именно так начинался день и самого поэта. На следующем слайде фрагмент воспоминаний рассказывает о том, каким пловцом был Пушкин.

Очень смешной рисунок. Пушкин предстаёт здесь в роли Деда Мазая, спасающего зайцев, к которым с опаской он относился. На лодке написано: "Сороть" - название реки. Пушкин сам был большой шутник в ранней юности, ну как бы ему понравились эти иллюстрации его жизни, выдуманные художником?

Слайд из воспоминаний Анны Керн начинает рассказ о ней и взаимоотношениях Пушкина с этой своей музой.

Пушкин как будто стыдится своих чувств. В нём часто сочетались показной цинизм и обоготворение в стихах. Он мог написать в стихотворении: "Гений чистой красоты", а в письме назвать её "вавилонской блудницей".

Пушкин общался в Михайловском с попом по прозвищу "Шкода". Это вопоминания его дочери. Они многое говорят о поэте: любил эпатировать священнослужителей своими богохульными высказваниями и книгами (вспомним "Гаврилиаду"), но это было в юности. Позже поэт уже не шутил над чувствами верующих, да и его поэзия стала религиозной в чём-то. А то, что он был прост в общении и отходчив, хоть и вспыльчив, вспоминали многие.

Следующие три слайда иллюстрируют суеверность поэта: он верил в приметы, как и его Татьяна, не случайно Кюхельбекер заметил, что Татьяна - это сам Пушкин. Он верил в плохие приметы: заяц перебежал дорогу, встретил чёрного монаха, месяц с левой стороны...

Художник во многих рисунках потешается над взаимоотношениями Пушкина с зайцами.

Вспомним и то, как однажды, в юности, одна цыганка нагадала поэту, что он будет жить долго, если только на 37-м году жизни не погибнет от белой лошади или белой головы. Вера часто творит с людьми разные странности, ведь так и случилось в жизни с Пушкиным. Как он сам говорил, "случаются странные сближения".

У Игоря Шаймарданова есть целый цикл рисунков "Арина Родионовна и Александр Сергеевич". Не буде забывать, что няня была единственной собеседницей поэта в длинные зимние вечера. Ей он посвятил свои стихотворения, не матери, с которой у него были сложные взаимоотношения. Очень умиляют рисунки этого цикла: они такие тёплые, выполненные с большим юмором и любовью.

Меня очень насмешила подпись под этой иллюстрацией. Ещё раз замечу, что Александру Сергеевичу это бы понравилось.

"Арина Р." - так называется гостиница в деревне Бугрово, в которой мы жили. Сами понимаете, в честь кого она названа. Очень уютное, тихое место, пропитанное почитанием поэта. Создатели очень креативны оказались.

Также у Игоря Шаймарданова есть цикл "Пушкинский календарь". Все мы знаем, какое время года особенно любил поэт, - осень, причём, не золотую, а уже позднюю, с дождями, первыми заморозками. Тогда ему лучше всего писалось. Это время раздумий, творчества. Пушкин посвятил временам года множество пейзажных стихотворений. Можно их почитать. Это и "Осень" (отрывок), в котором он рассказывает о своём отношении к каждому времени года, это и замечательные отрывки из "Евгения Онегина".

Глядя на этот рисунок, так и представляешь короткие зимние дни в Михайловском, забавы крестьянских ребятишек, занесённые снегом поля, дом, скрытый под сугробами.

А вот весенний слайд. Каждому любителю поэзии Пушкина известно, что весну он не любил, так как весной "бродит кровь", творцу не пишется. Но художник нашёл, как изобразить Пушкина весной: либо выпускающим птичку на волю, либо вот идущим вешать скворечник с С. Гейченко, директором заповедника.

В книге множество летних рисунков. То поэт ловит бабочек, то катается на лошади, то ловит рыбу. Лето, конечно, необыкновенно на лоне природы. Но фумитокса не было в те времена, и, конечно, мухи, комары и слепни досаждали Пушкину. Мы это ощутили на себе, когда шли от Михайловского пушкинской тропой в Тригорское: слепни так и липли, а мы были похожи на мельницы, размахивающие руками.

Этот слайд говорит о том, каким хозяином был Пушкин. Теперь понятно, почему он всё время был в долгах, а мать его, приехав в Тригорское, была недовольна состоянием, в котором она нашла Михайловское

Это завершающий аккорд презентации. Вот читаю стихотворения современников Пушкина, которые были не менее популярны в то время, и понимаю, как же им далеко до него в современности слога, в юморе. Действительно, поэт создал наш современный литературный язык. Читаешь и наслаждаешься лёгкостью его стиха, отсутствием таких вот непроизносимых оборотов. Прошло со дня смерти поэта почти 200 лет, а он всё так же современен, нисколько не стал архаичным. Не хочется повторять высокопарно, что "Пушкин - это наше всё". Хочется сказать вслед за Б. Окуджавой: "Александру Сергеевичу хорошо!" Не случайно и книга так по-доброму, с юмором, легко названа.

  • #3

    Уважаемая Инесса Николаевна. Позвольте сделать пару небольших уточнений: 1. В графическом листе "Пушкин и писатель" изображен Сергей Довлатов. 2. В работе "День птиц" - Пушкин и Гейченко. И спасибо большое за публикацию моих работ!

  • #4

    Уважаемый Игорь Дмитриевич! Большое спасибо за Ваш комментарий и поправки. Это большая честь для меня.
    Да, я поняла, что на картине "Пушкин и писатель" изображён С. Довлатов, а на "День птиц" - С. Гейченко. Вы совершенно правы, это надо было сообщить, это важно, интересно.
    Спасибо, что не рассердились на то, что я использовала Ваши работы в презентации. Я в восхищении от них и не могла не показать детям.

  • #5

    Да что вы, Инесса Николаевна. Всё в порядке. Славы много не бывает:) Недавно я закончил новую серию графических листов. Называется "Пушкин - друг зайцев". Если будет любопытно, могу как то показать, но не соображу как. Что предложите? Была уже выставка этих работ в Пскове.

  • #6

    Очень интересно, Игорь Дмитриевич! А не могли бы Вы здесь рассказать, как вообще зародился замысел создания работ про Пушкина? Как я понимаю, это было сделано к 200-летию поэта. Интересно, как вообще возникла такая идея, сюжеты. Видимо, Вы пользовались воспоминаниями о Пушкине и много бродили по Михайловскому и окрестностям? Расскажите, пожалуйста, хотя бы об одной из работ.
    Зайцев очень интересно посмотреть. Может, Вы мне напишете на почту? [email protected]

  • Псков 2013 и Художник Игорь Шаймарданов April 24th, 2013

    Уже третий год подряд в апреле я пишу в блог о поездке на весенние соревнования по спортивному ориентированию в Пскове. А ездим мы туда почти каждый год уже более 10 лет. В этом году поездка как всегда удалась. Было солнечно (за исключением субботнего утра), снега в лесу оказалось значительно меньше, чем ожидалось.

    А написать сегодня я хотел вот о чем. Месяц назад я ездил бегать ориентирование и путешествовать в , а в прошедшие выходные во Псков. Так вот, в Пскове теперь все ощутимо дороже, чем в Италии. По крайней мере все услуги для туристов. Гостиницы, обед в ресторане, товары в магазине. Это странно и неприятно. К тому, что Псков дороже соседних Латвии и Эстонии, я уже успел привыкнуть, но Италии... Это как-то неправильно.

    Уже который год мы останавливаемся в очень хорошей, но очень дорогой гостинице с красивым русским названием Old Estate (http://oldestatehotel.com). Мне там очень нравится, но цена в этом году уже достигла 5225 рублей за двухместный номер. Как-то дороговато для провинциального русского города, даже неудобно вслух такую цифру произносить. Цены на кафе/рестораны также очень близки к питерским, да просто точно такие же цены.

    Поездка на выходные в Псков по цене уже почти равна неделе в четырехзвездочном отеле в Египте.

    Однако город мне по-прежнему очень нравится. По не совсем понятной мне самому причине - это мой самый любимый русский город после Питера.

    Постараюсь выдать по итогам поездки еще один “краеведческий” пост с фотографиями. А сегодня хотел показать вам картины художника Игоря Шаймарданова, которые висят в коридорах вышеупомянутой гостиницы Олд Эстейт.

    Игорь Шаймарданов родился в Удмуртии в 1969 году, сейчас живет и работает в Петербурге, а в 90-х годах жил в Пскове. Шаймарданов - художник-примитивист. Вроде бы такие простые и незамысловатые “картинки”, почти карикатуры.

    Но я смотрю на эти картины уже третий год, хожу по гостинице и любуюсь. Очень классно. Фотографии получились так себе, но все же...




    Ну что же, начинаем праздновать. :-))
    Представляю вам чудесный цикл картин художника Игоря Шаймарданова под названием "Псковская Масленица".

    Шаймарданов Игорь Дмитриевич родился в 1964 г. в Удмуртии. Учился в художественной школе, художественном училище. После службы в армии учился в Санкт-Петербургской Академия театрального искусства, где в 1991 году защитил диплом сценографа. С 1995 г. работает как театральный художник. Оформил около 30 спектаклей.

    В качестве художника-постановщика принимал участие в проведении городских праздничных мероприятий, фестивалей, карнавалов, и юбилейных торжеств.

    Провел более 40 персональных выставок. Работает в жанре традиционной сюжетной живописи и графики. Член Союза Художников России. Член Союза Театральных Деятелей России.

    Работы И.Д.Шаймарданова находятся в частных собраниях, "Фонде современного искусства", Пушкиногорском музее-заповеднике, музее-квартире Владимира Набокова, Бизнес-центре "Нептун", Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

    На протяжении последних нескольких лет был главным художников Всероссийской Масленицы в Пскове.