Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта. Нормативно-правовое регулирование перевозок туристов воздушным транспортом Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта


Федеральное агентство по образованию

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра Туризма и гостеприимства

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правовое обеспечение в СКСТ»

на тему: «Правовое регулирование транспортных услуг в сфере туризма».

Выполнила: студент гр. СД-21

Зааманов А.З.

Проверил: доц. Расулев А.И.

Введение...................... .............................. .............................. .............................. . 3

  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок…………...…………6

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

  1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………..... .............................. ...….15
  2. Перевозочные документы……….………………………………………. 18

внутренним водным транспортом.………………...………………….. 33

Заключение…………………………………………………… …...…………….37

Введение

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.

Перевозки пассажиров (туристов) осуществляются различными видами транспорта – воздушным, наземным, водным. Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей. Все виды транспортных систем преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей путешественников при реализации услуг по перевозке.

Транспортное обслуживание базируется на правовой основе, закрепленной в законодательных документах, разработанных:

  • различными международными транспортными организациями;
  • национальным законодательством стран;
  • внутренними правилами самих перевозчиков.

Особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания при реализации международного туризма. Расширение границ международного сотрудничества в сфере путешествий вызывает необходимость постоянного совершенствования норм и правил осуществления таможенного, пограничного и санитарного видов контроля.

Важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.

Целью данной курсовой работы является изучение роли транспортного обслуживание в сфере туризма. Актуальность данной темы связана с тем, что перевозка организованных групп туристов имеет ряд особенностей, связанных с работой маршрутов, заказом билетов, размещением на транспорте, реализацией программ туров, поэтому туристическим фирмам приходится налаживать контакты с транспортными компаниями.

Многие проблемы, связанные с транспортным обслуживанием туристов, могут и должны решаться турфирмами, другие же имеют глубокие корни, уходящие в сферу деятельности перевозчиков. Понимание этих проблем должно помочь будущим специалистам в области турбизнеса правильно и грамотно организовать свою работу при создании и продвижении турпродукта.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом

Главной особенностью воздушного транспорта, которая отличает его от других видов транспорта, является скорость перевозки, учитывающая все время, которое необходимо затратить пассажиру от момента выезда из пункта отправления в пункт назначения. На коротких расстояниях (до 500 км) железнодорожный и автомобильный транспорт имеют явное преимущество перед воздушным за счет значительно меньшего времени на наземное обслуживание. Однако при возрастании расстояния перевозок пассажиры отдают предпочтение воздушному транспорту.

Воздушная линия - это постоянный маршрут регулярных полетов самолетов между населенными пунктами, обеспеченный наземным оборудованием для обслуживания полета.

Технические средства воздушного транспорта составляют аэропорты, аэродромы, самолетный парк, средства управления воздушным движением и обслуживания самолетов и пассажиров.

Аэропорт - это предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полета воздушных судов. Для выполнения своих функций аэропорт имеет аэродром, аэровокзал, различные наземные сооружения и оборудование.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, национальные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов.

Авиация подразделяется на тран спортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Авиация общего назначения - она обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий:

1) Воздушные такси, оперирующие как чартеры. Это могут быть специальные самолеты в аэропортах.

  1. Самолеты принадлежащие предприятиям и фирмам для перевозки производственного персонала.
  2. Частные самолеты для бизнеса и путешествия.
  3. Спортивные самолеты.
  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок

Основными документами, регулирующими международные перевозки, являю тся международные глобальные и двусторонни конвенции.

Одним из правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская « Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая 12 октября 1929 г. В этом нормативном акте даны:

Определение международной воздушной перевозки;

Порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному транспорту;

Основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

Порядок ответственности перевозчика;

Порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.

Основными документами, регулирующими авиационные перевозки по территории России, являются:

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

Важным пунктом Варшавской конв енции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также

    • «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго,1944г.) ;
    • «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго,1944 г.);
    • Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим,1952 г.);
    • Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

2.Авиационные перевозки в России

В последнее время в нашей стране получил большое развитие авиационные туристские перевозки, путешествия. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Услугами отечественного воздушного транспорта пользуются свыше 120 млн. пассажиров внутри стран СНГ и около 6 млн. - за рубежом.

Являясь составной частью мирового воздушного транспорта, наш авиатранспорт способствует развитию политических, экономических и культурных связей между народами и государствами. Самолеты "Аэрофлота" выполняют полеты в 132 пункта 103 государств.

Совет по гражданской авиации в нашей стране был создан 9 февраля 1923 г. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. - "Аэрофлот". В 1964 г. создано Министерство гражданской авиации.

"Аэрофлот" - крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус

национального перевозчика, выполняющая почти две трети объема международных авиаперевозок. Общее количество международных аэропортов в России - 48.

В ноябре 1970 г. СССР стал равноправным членом Международной организации гражданской авиации (ICAO), а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.

В 1991 г. была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей ассоциации является формирование в России единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.

В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент Российской Федерации 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения, Российский авиационный консорциум. Основной целью создания такого консорциума является формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.

В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:

Краткое описание

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.
Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом…………….………….5

Правовое обеспечение международных перевозок…………...…………6
Авиационные перевозки в России……………………………...……...…8
Регулярные и чартерные рейсы………………………………..………...10

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………......................................….15
Перевозочные документы……….……………………………………….18

Глава III. Автомобильный транспорт………………………………………….19

Правовые основы перевозки пассажиров
автомобильным транспортом……………………………………………19
Концепции развития автомобильного транспорта РФ до 2010 года, разработанной НИИАТ Минтранса России…………………….……...22

Глава IV. Перевозка туристов водным транспортом……………...…….....…28

Правовые основы регулирования перевозок
пассажиров морским транспортом……………………………………..28
Правовые основы регулирования перевозок пассажиров
внутренним водным транспортом.………………...…………………..33

Заключение………………………………………………………...…………….37

Список использованных источников и литературы………………………….39

Внутренние, транзитные и международ­ные перевозки. Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта. Правила перевозок туристов воздушным транспортом. Правовое регулирование услуг морского транспорта в сфере туризма. Международно-правовое регулиро­вание речных пассажирских перевозок. Правовое регулирование перевозок туристов автотранспортом. Правовые формы реализации услуг железнодорожно­го транспорта в сфере туризма.

22. Туристские формальности: паспортно-визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ.

Понятие паспортных и визовых формальностей. Нормативно-правовая база паспортно-визовых формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации. Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации. Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ. Страны с особыми или облегченными условиями въезда. Страны с минимальным сроком оформления визы и/или минимальным набором документов на визу. Шенгенское соглашение. Шенгенские визы. Проиллюстрировать действие паспортно-визовых формальностей на примере нескольких стран.

23. Туристские формальности: таможенные и валютные формальности.

Понятие таможенных и валютных формальностей. Нормативно-правовая база таможенных и валютных формальностей. Классификация таможенных режимов. Процедуры таможенного декларирования. Порядок ввоза и вывоза иностранной валюты. Рассмотреть действие таможенных и валютных формальностей на примере нескольких стран.

24. Туристские формальности: правила ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей; порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны, медицинские формальности.

Правила ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей; порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны; санитарные правила в системе туристских формальностей. Нормативно-правовая база правил ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей, порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны и медицинских формальностей. Основные заболевания путешественников. Особо опасные инфекционные заболевания. Показать действие рассматриваемых туристских формальностей на примере нескольких стран.

25. Туристские формальности: правила въезда и пребывания иностранных граждан в РФ.

Понятие и типы туристских формальностей. Влияние туристских фор­мальностей на развитие туризма. Значение международных соглашений в области туризма и деятельности международных туристских организаций по упрощению туристских формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы. Въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Внутренние транзитные и международные перевозки. Эти услуги включают доставку туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на туристском маршруте и от последнего пункта к месту жительства подвозку к началу трассы туристского похода перевозку во время экскурсии внутримаршрутные перевозки а также перевозки туристов во время транспортных путешествий. Правовое регулирование перевозок туристов воздушным транспортом Воздушные сообщения как регулярные так и нерегулярные осуществляются в целях перевозки пассажиров багажа...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2122. Правовое регулирование перевозок грузов в прямом, смешанном и международном сообщении 28.13 KB
Основным признаком перевозки грузов в прямом смешанном сообщении является участие в ней не менее двух перевозчиков различных видов транспорта. Нормативными актами регулирующими перевозки грузов в прямом смешанном сообщении являются транспортные уставы действующие на различных видах транспорта. В Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении посвящена гл.
6957. Забастовка и ее правовое регулирование 11 KB
Забастовки имели большое значение для появления трудового законодательства во всех странах в том числе и в царской России. Но закон регламентирующий забастовки был принят у нас лишь через 15 лет после ратификации указанного пакта поскольку до 1989 года в стране забастовок не было. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки: а в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации других военных военизированных и иных формированиях...
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
4324. Правовое регулирование брака и семьи 7.27 KB
Правовое регулирование брака и семьи. К семейным правоотношениям относятся личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения возникающие из брака родства усыновления а также принятия детей на воспитание урегулированные нормами семейного права. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак прекращения брака и признания его недействительным регулирует неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами родителями и детьми усыновителями усыновлёнными а также между...
4122. Правовое регулирование наследственных правоотношений 159.94 KB
Принятие наследства представляет собой реализацию именно правоспособности лица, а не вытекает из смерти наследодателя или совершения им завещания. Ведь, к примеру, если организация, указанная в завещании, утратила правосубъектность, хотя физически продолжает существовать в качестве филиала юридического лица, то наличие ни первого, ни второго факта не создаст для нее возможности принятия наследства.
7076. Правовое регулирование сделок с землей 10.68 KB
Земельно-правовые сделки – действие граждан и юридических лиц по установлению изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей по поводу земли как природного объекта и недвижимого имущества. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому. К землям изъятым из оборота относятся земельные участки занятые следующими объектами находящимися в федеральной собственности: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями...
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
10297. Правовое регулирование экономических отношений 22.86 KB
Правовое регулирование экономических отношений Содержание: Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятие и признаки предпринимательской деятельности Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования Виды ответственности за нарушение российского законодательства...
21239. Правовое регулирование донорства крови в РФ 34.77 KB
Ранее в нашей стране, которая на своей территории вела две мировые войны, потребность в донорской крови была очень высока. Современная медицина так и не смогла создать искусственную кровь, существуют лишь способы по ее хранению. Кровь не только может пропасть, но и свернуться (окислиться). Как известно, в мире каждый день растет напряжение, эскалация вооруженных конфликтов велика по многим причинам
10351. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 55.56 KB
Проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства, относятся в России к числу наиболее актуальных. Российская система защиты от безработицы стремится к требованиям современного цивилизованного рынка труда, происходит обновление законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере трудоустройства и занятости
- 54.55 Кб

1.правовые основы договорных взаимоотношений о транспорте при реализации тур. Путешествий

Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта.

Правовое обеспечение перевозок воздушным транспортом.

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными

Период перевозки включает в себя: при перевозке пассажира - период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно - до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика; при перевозке багажа - период времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи его согласно установленным правилам другой организации.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством

Воздушный транспорт имеет 3 уровня регулирования:

Национальное регулирование - лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;

Межправительственное регулирование - когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

Международное регулирование - когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушных перевозчиков (IATA) или третьего лица.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках. В Варшавской конвенции даны:

Определение международной воздушной перевозки;

Порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному пространству;

Основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

Порядок ответственности перевозчика;

Порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Условия конвенции применяются ко всем перевозкам пассажиров и багажа по воздуху, предоставляемым перевозчиком как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в своих Правилах.

Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа . Согласно этому документу, ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров на международных рейсах в большинстве случаев ограничивается суммой в 10 тыс. дол. США. Ответственность за утрату или повреждение багажа для большинства международных перевозок отвинчивается суммой в 20 дол. США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 дол. США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, заключенная в 1999 г. Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944), Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944), Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952), Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963.).

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации (IСАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:

В воздушном пространстве России:

Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;

Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

В воздушном пространстве иностранных государств:

Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией, 1944), соответствующими международными стандартами, рекомендациями, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;

Международными договорами России о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов иностранных государств;

Воздушным кодексом РФ и Основными правилами полетов в воздушном пространстве России, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве;

Сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок. Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом РФ, который был принят 19 февраля 1997 г. Он содержит следующие главы: Общие положения, Госрегулирование использования воздушного пространства, Госрегулирование деятельности в области авиации, Воздушные суда, Авиационный персонал, Экипаж воздушного судна, Авиационные предприятия, Полеты воздушных судов, Международные полеты воздушных судов, Авиационная безопасность, Поиск и спасение, Расследование авиационного происшествия, Воздушные перевозки, Авиационные работы и Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок туристов.

В 1921 г. под эгидой Лиги Наций в Барселоне (Испания) были приняты Конвенция и Статут о свободе транзита. Страны, принявшие конвенцию, обязывались способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным дорогам и воздушным путям сообщения. Транзитными признавались пассажиры и их багаж, грузы, пассажирские и грузовые вагоны и суда, а также другие транспортные средства, если их перемещение (с перегрузкой, перевалкой, пересадкой, переменой вида транспорта или без таковых) через территорию, находящуюся под суверенитетом или под властью одной из стран-участниц конвенции, являлось лишь частью пути следования, которое начиналось и заканчивалось за пределами государства, по территории которого осуществлялась транзитная перевозка.

Транзитные права и условия предоставляются без каких-либо различий, основанных на национальности лиц, флаге судов, пунктах отправления и назначения, производства, ввоза и вывоза, а также на принадлежности судов или иных транспортных средств. Принятие этой конвенции значительно либерализировало систему международных ж/д сообщений, что особенно важно для Европы, обладающей множеством небольших государств и неизбежным транзитом при следовании поездов на дальние расстояния.

При организации международных ж/д перевозок также значительную роль играют пограничные ж/д соглашения, которые заключаются между железными дорогами граничащих стран. В них оговариваются порядок и характер взаимоотношений между этими железными дорогами, решаются вопросы передачи грузов и подвижного состава, необходимой технической оснащенности станций, расчетов по взаимным услугам и другие вопросы. Пограничные ж/д соглашения, таким образом, служат упорядочению организации международных перевозок.

В странах ЕС железные дороги объединены в единую европейскую систему железнодорожных сообщений, которая позволяет организовать перевозки пассажиров на обширной территории европейского континента - от Великобритании до Греции. Создана сеть скоростных сообщений "Трансъевропейская система скоростных поездов" (TEE). Это обобщенное наименование поездов железной дороги класса Euro City Express.

Наиболее полным документом в области международного ж/д сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.), объединившая бернские кон-венции, принятые в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Ж/д перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными госорганами. В рамках многостороннего Договора о международных перевозках пассажиров и багажа сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги РФ являются участниками многостороннего Соглашения о международном грузовом сообщении. Двусторонние договоры в области ж/д перевозок Россия имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Сербией и Черногорией.

К наиболее известным объединениям относится Организация сотрудничества железных дорог, основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят более 19 стран.

Другой важной организацией в этой сфере является Международная ассоциация ж/д конгрессов, созданная еще в 1885 г. Ее основная цель - проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам ж/д транспорта, опубликование и распространение технической информации.

Значимой организацией является и Международный союз железных дорог, созданный в 1922 г.

Основными документами, регулирующими ж/д перевозки во внутреннем сообщении, являются Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном ж/д транспорте", Устав ж/д транспорта РФ (от 10 января 2003 г.), Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях", Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном ж/д транспорте (oт 11 марта 1999 г.) и др.

Последний Устав ж/д транспорта был принят Госдумой в январе 2003 г. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами ж/д путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта общего пользования и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

", "сборы" и др.

Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки ж/д транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу.

Инфраструктура - технологический комплекс, включающий ж/д пути общего пользования и другие сооружения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование данного комплекса.

Грузоотправитель - указанное в перевозочном документе физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа.