Налоговая ставка порядок исчисления ндс. Расчет НДС. Формула. Пример. Отчетный период по НДС


Налог на добавленную стоимость (НДС) - это один из самых распространенных косвенных налогов (иначе - налогов на потребление). Его суть состоит в добавлении к цене при продаже определенного процента налога. Этот налог уплачивается покупателем продавцу, а тот переводит его в . Взимается в большинстве государств мира. Поскольку налог относится к категории косвенных - то, по умолчанию, включается в стоимость практически любого товара или услуги.

Для лучшего понимания сути НДС можно представить цену любого товара как сумму добавленных стоимостей, т.е. увеличений цены в процессе превращения какого-либо исходного сырья в готовый продукт.

Например: уплачивается процент НДС от продажной стоимости зерна, затем от стоимости, произведённой из него муки, затем выпеченного хлеба и, наконец, из цены, проданной в магазине буханки. Поскольку налог на добавленную стоимость включается в цену продукта в каждом звене цепочки, его полная сумма будет уплачена конечным потребителем товара. Однако, уплата (изъятие) налога в бюджет произойдет не при оплате потребителем конечного товара единовременно, а частями, после каждой продажи исходного сырья, полуфабриката, готового продукта. Полностью НДС будет выплачен уже из суммы, полученной от последней продажи готового товара.

Налог на добавленную стоимость в Беларуси

При расчете налога на добавленную стоимость объектами налогообложения в Республике Беларусь считаются:

  • выраженные в денежной форме суммы оборота при продаже товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории Республики;
  • стоимость товаров ввозимых на территорию Беларуси.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • юридические лица, в том числе иностранные, ведущие экономическую деятельность и вставшие на налоговый учет в Республике Беларусь;
  • доверительные управляющие по оборотам связанным с управлением вверенным имуществом;
  • индивидуальные предприниматели, в тех случаях, если объем за квартал превысил установленную сумму, либо предприниматель сам начал производить выплату НДС;
  • физические лица, в определенных законодательством случаях.

Для иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь, но осуществляющих деятельность на ее территории без открытия постоянного представительства обязанности по уплате НДС не возникает. Налог уплачивается приобретающими у таких предприятий товары и услуги белорусскими организациями и предпринимателями.

При расчете НДС налоговой базой признается сумма, полученная от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, исчисленная исходя из:

  • цен на товары (работы, услуги, имущественные права) с учетом акцизов (для соответствующих товаров), без включения в них налога на добавленную стоимость;
  • розничных цен регулируемых государством.

При ввозе товаров в Республику Беларусь налоговая база, определяется таможенными органами как сумма следующих составляющих:

  • указанной таможенной стоимости;
  • сумм таможенных пошлин подлежащих уплате;
  • для подакцизных товаров - обязательных к уплате сумм акцизов.

В настоящий момент в Республике Беларусь установлены следующие ставки налога на добавленную стоимость:

  • 20 % - общая ставка при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при их экспорте;

Однако может применяться ставка 0% - при экспорте за пределы Республики Беларусь товаров и услуг*.

  • 10% - при реализации, произведенной в Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
  • 10% - при ввозе в Республику продовольственных товаров и товаров для детей из утвержденного Президентом перечня;
  • 9,09% или 16,67% - от продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС;
  • 0,5% - при ввозе в Беларусь из государств - членов Таможенного союза алмазов и других драгоценных камней для производственных нужд;

* При экспорте товаров из Республики Беларусь как в в страны, входящие в Евразийский экономический союз, так и за его пределы применяют нулевую ставку НДС при наличии соответствующих документов (подпункт 1.1.1 п. 1 статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь ). За более подробной информацией и разъяснениями, в каких случаях предприятие может воспользоваться нулевой ставкой НДС, обращайтесь в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Налоговым периодом по НДС является календарный год. Отчетным периодом, по выбору плательщика, назначаются календарный квартал или календарный месяц.

Для примера представим себе сделку по перепродаже товара для дальнейшей реализации: Сумма НДС, подлежащая уплате, рассчитывается как разница между содержащейся в продажной цене товара суммой налога, и суммой НДС, уже выделенной поставщиками этого товара в документах - это и называется вычетом.

В соответствии со статьей 107 Налогового кодекса, подлежат вычету следующие суммы НДС:

  • суммы, предъявленные плательщику продавцами, являющимися плательщиками в Республике Беларусь, при приобретении плательщиком на территории Беларуси товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • суммы НДС уже уплаченные при импорте товаров в Республику Беларусь;
  • суммы налога, уплаченные при приобретении у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь.

Основанием для налогового вычета являются первичные учетные и расчетные документы в установленном законодательством порядке полученные от продавцов, а также документы, подтверждающие факт уплаты НДС при импорте товаров в Беларусь.

Если сумма налогового вычета оказывается больше общей суммы налога к уплате, плательщик НДС не уплачивает, разница же между суммой вычетов и общей суммой налога подлежит возврату в установленном Налоговым кодексом порядке.

В статьях 93, 94 и 96 Налогового кодекса определен список отдельных операций, товаров, работ, услуг и имущественных прав обороты, по которым не облагаются налогом на добавленную стоимость.

При кажущейся теоретической простоте расчета, при исчислении и уплате НДС может возникнуть множество неожиданных нюансов. Это можно живо проиллюстрировать следующими примерами:

Организация - плательщик НДС покупает товар у организации или предпринимателя, НДС не уплачивающего; обе организации делают свою наценку при продаже товара, но - плательщик НДС уплатит всю его стоимость из свой выручки, а неплательщик участвовать в этом не будет вообще, оставив себе всю полученную прибыль.

Если же в этой ситуации продавец и покупатель поменяются местами, то - первый продавец уплатит НДС от суммы своей выручки, второй по-прежнему не платит его.

Известно достаточно случаев, когда организации становились плательщиками налога на добавленную стоимость в результате собственных ошибок при ведении учета, например выделения НДС в документах, когда этого не следовало делать.

Исходя из вышеизложенного, всем организациям имеет смысл тщательно изучить Главу 12 Особенной части Налогового кодекса, комментарии и разъяснения налоговых органов к соответствующим разделам Кодекса и, для надежности, обратиться к квалифицированным специалистам. Так как наличие так называемой, «циклической ошибки», т.е. повторяемой несколько оборотов подряд, может привести к астрономическим суммам налогов к доплате и штрафам.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом. В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом "О налоге на добавленную стоимость", с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ .

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла. НДС является стабильным и регулярным источником доходов для бюджета.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ .

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Иностранные организации могут встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Объектом налогообложения являются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
  2. передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
  1. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  3. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  4. операции по реализации земельных участков;
  5. передача имущественных прав организации ее правопреемнику;
  6. и другое.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, имущественных прав, полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

  1. товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов;
  2. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  3. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  4. работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ в космическом пространстве;
  5. товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
  6. припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания);
  7. выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
  8. построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:
  1. следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов; молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки; хлеба и хлебобулочных изделий; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой; море– и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей;
  2. следующих товаров для детей:

    а) верхних трикотажных изделий для детей, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий;

    б) швейных изделий; обуви; колясок, кроватей детских; матрацев детских; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; обложек для учебников, дневников, тетрадей; подгузников и мн. др.;

  3. периодических печатных изданий;
  4. следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

    а) лекарственных средств;

    б) изделий медицинского назначения.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в остальных случаях.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров в случаях:
  1. приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации товаров, не подлежащих налогообложению;
  2. приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ;
  3. приобретения товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
  4. приобретения товаров, имущественных прав для производства и реализации товаров, операции по реализации которых не признаются реализацией товаров. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода.

Счет-фактура – это обязательный документ для всех плательщиков НДС, является инструментом дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора этого налога.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налоговый период

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.

Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.

В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.

На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.

Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.

Понятие налоговой ставки

Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.

Существует несколько разновидностей налоговых ставок.

Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.

В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.

Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:

  • равная ставка, при которой сумма налога и ставка соответствуют одинаковым показателям и устанавливаются для плательщиков налогов в равных объемах;
  • тождественная ставка, при которой на единицу налога устанавливается твердый размер налога, который не может быть изменен;
  • процентная ставка. При которой сумма отчислений будет определена как процентное соотношение от единицы налогообложения;
  • пропорциональная ставка, при которой процент ставки фиксирован и не может быть изменен;
  • прогрессивная, отличающаяся возможностью резкого увеличения размера налога с ростом базы налогообложения;
  • регрессивная ставка, отличающаяся резким снижением суммы налога.

В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 0 процентов

Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.

В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:

  • продажа товаров и услуг, которые вывозятся из страны при процедуре экспорта;
  • оказание услуг по вывозу и ввозу в РФ конкретных товаров;
  • оказание транспортных услуг по перевозке грузов по территории РФ при помощи авиатранспорта;
  • содействие в перевозке пассажиров и их багажа, но при условии, что они отправляются (направляются) в те места, которые неподконтрольны России.

Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.

Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.

В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.

Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 10 процентов

Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.

В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:

  • при продаже продовольственных товаров (Постановление Правительства РФ №908 от 31.12.2004 г.). В данной категории можно встретить такие товары, как сельскохозяйственная продукция (мясо птицы и скота, молочные продукты и т.д.), соль и сахар, крупы и макаронные изделия, рыбные продукты (за исключением деликатесов и экзотических сортов рыб), овощи, продукты питания для детей и диабетиков, и т.п.;
  • при реализации товаров для детей (подпункт 2 п.2 ст.164 НК РФ). Здесь указаны следующие товары: трикотажные изделия, продукция швейного производства (за исключением меховых изделий и товаров из натуральной кожи), обувь (за исключением обуви спортивного назначения), кроватки и матрацы, игрушки, подгузники и т.д.;
  • реализация печатной продукции, которая связана с образованием, культурой и наукой. Однако стоит отметить, что пониженная ставка не будет применена в отношении периодики, а также изданий, связанных с эротическим содержанием. Также в данную категорию не попадут те издания, в которых около 40% информации относится к рекламе;
  • товары медицинского применения (Постановление Правительства №688 от 15.09.2008 г.);
  • реализация крупного рогатого скота, а также племенных животных, их спермы и эмбрионов;
  • передача в аренду племенных животных и птиц с правом последующего выкупа.

Случаи производства налогообложения по налоговой ставке 18 процентов

Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.

Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.

В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.

(часть II). В целях реализации положений указанной главы Министерством по налогам и сборам изданы «Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ № БГ-3-03/447.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Необходимо учесть, что предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Право на освобождение согласно имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Использование права на освобождение от уплаты НДС осуществляется в уведомительном порядке. Налогоплательщик, использующий право на освобождение должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Все документы предоставляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления. Форма уведомления, оформляемая при информировании налоговых органов об использовании права на освобождение, утверждена Приказом МНС России № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». К документам, подтверждающим право на освобождение, относятся:

Если в течение периода, в котором налогоплательщики используют право на освобождение (включая период продления права на освобождение) от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит два млн. рублей, а также если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (в рамках всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя), то налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. В связи с этим, начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Объект налогообложения добавленной стоимости

Объектом обложения НДС согласно являются следующие операции:

Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;
передача права собственности на товары на безвозмездной основе;
передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через ) при исчислении организации;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются реализацией товаров (работ, услуг), а, следовательно, не подлежат обложению НДС:

Операции, связанные с обращением российской и иностранной валютами;
передача , и иного имущества правопреемнику при предприятия;
передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с ;
имущества в хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды ;
передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении ;
передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами . При определении объекта налогообложения необходимо четко определить место реализации товара (работ, услуг).

Местом реализации товаров, согласно , признается территория Российской Федерации, если при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

Товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Промежуточное потребление - это стоимость продуктов и услуг, которые потребляются в течение текущего периода, с целью производства других товаров и услуг: материальные ресурсы; канцелярские и хозяйственные расходы; оплата услуг транспорта, связи, ВЦ; командировочные расходы; текущий ремонт зданий; повышение квалификации работников и др. Амортизация в промежуточное потребление не включается.

Абсолютный прирост ВДС всего рассчитывается так:

В том числе:

А) за счет изменения затрат труда
б) за счет изменения
в) за счет изменения доли валовой добавленной стоимости в валовом выпуске (или изменение доли ПП в ВВ)

Где - индекс затрат времени;

Индекс производительности труда;
- доля ВДС в валовом внутреннем продукте отчетного и базисного периодов соответственно (это может быть и доля промежуточного потребления в валовом выпуске),
, - ВДС отчетного и базисного периодов соответственно,
- валовой выпуск отчетного периода.

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость

Вид: Федеральный налог
Категория налогоплательщиков: Юридические лица, индивидуальные предприниматели
Налоговый период: Квартал
Скачать

Кто может не платить НДС

НДС в отношении денежных средств, в виде пожертвований, получаемых некоммерческой организацией от коммерческой организации на осуществление уставной деятельности, а так же денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Об этом напоминает ФНС РФ в письме № ЕД-4-3/6814@.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения этим налогом.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее - Федеральный закон N 239-ФЗ) пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен подпунктом 4.1, согласно которому не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 239-ФЗ пункт 1 статьи 2 данного Федерального закона.

Пунктом 4 статьи 38 Кодекса определено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. На основании пункта 5 данной статьи услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Таким образом, начиная с 01.01.2012 выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок представления декларации по НДС при экспорте товаров

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

При этом указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией.

В случае если полный пакет документов был собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, то операции по реализации товаров на экспорт подлежат включению в налоговую декларацию за тот налоговый период, на который приходится день сбора указанного пакета документов.

Вычет НДС по рекламе

Некоторые рекламные расходы принимаются в целях налогообложения прибыли по нормативам. В этом случае, как разъяснили чиновники, «входной» НДС по затратам на рекламу принимается к вычету лишь в пределах норматива, установленного для этих расходов (письмо Минфина России № 03-07-11/68).

Как отмечено в письме Минфина России № 03-07-09/03, при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным подразделениями указанной организации, в строке 2б «ИНН/КПП продавца» указывается соответствующего подразделения. В случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации.

Заполнение счета-фактуры посредником

Новые Правила заполнения счета-фактуры предусматривают порядок заполнения показателей счета-фактуры, который составляет комиссионер или агент, приобретающий товары, работы, услуги, имущественные права от своего имени. Так, в этом документе указывается дата счета-фактуры, выставленного продавцом комиссионеру или агенту. Порядковый номер посредник присваивает самостоятельно в соответствии со своей хронологией составления счетов-фактур. Также указываются наименование, адрес, ИНН, КПП продавца и реквизиты платежно-расчетных документов о перечислении денежных средств посредником продавцу и заказчиком посреднику.

Отметим, ранее аналогичный порядок официально установлен не был, но рекомендовался чиновниками Минфина России (письмо № 03-07-09/47) и ФНС России (письмо № ШС-22-3/85@).

Обратите внимание: отражение в счете-фактуре сведений, не предусмотренных подпунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ и постановлением № 1137, не может служить основанием для отказа в принятии покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом. Такой вывод содержится в письме ФНС России № ЕД-4-3/1193.

Если допущена ошибка

Вместо неверно составленного счета-фактуры продавцу необходимо выставлять новый с теми же номером и датой. При этом в специальной строке 1а следует указать порядковый номер исправления данного счета-фактуры и дату исправления. При первоначальном оформлении счета-фактуры в данной строке ставится прочерк.

Прежде исправления, внесенные в счета-фактуры, заверялись подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Налоговики рекомендовали зачеркивать неверные сведения, а исправленную информацию указывать в любом свободном поле счета-фактуры (письмо ФНС России № 03-1-03/1924).

Если счет-фактуру необходимо исправить после составления корректировочных счетов-фактур к нему, то в дубликат должны быть внесены сведения без учета данных, содержащихся в корректировочных документах. Исправленный счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или иные уполномоченные лица (подп. «б» п. 1, п. 7 Правил заполнения счета-фактуры… утвержденных постановлением № 1137).

Корректировочный счет-фактура исправляется в таком же порядке.

Следует учитывать, что новые экземпляры счетов-фактур не составляются в случае обнаружения ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать:

– продавца;
– покупателя;
– наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– стоимость;
– налоговую ставку;
– сумму налога, предъявленную покупателю. Книги покупок и продаж

В формы книги покупок и книги продаж введены три новые графы:

– номер и дата исправления счета-фактуры продавца;
– номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца;
– номер и дата исправления корректировочного счета-фактуры продавца.

Кроме того, теперь данные книги вместо главного бухгалтера должен подписывать руководитель организации или иное уполномоченное лицо.

Регистрация исправленных счетов-фактур в книге покупок

Согласно пункту 9 Правил ведения книги покупок… утвержденных постановлением № 1137, исправленные счета-фактуры, в том числе корректировочные, регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты. Таким образом, исправленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в периоде его получения.

Ведь для регистрации данного документа в том периоде, в котором был получен первоначальный счет-фактура, следовало бы оформить дополнительный лист книги покупок, но новые Правила не допускают этого.

Внесение исправлений

Дополнительные листы оформляются, только если изменения необходимо внести в книгу покупок и книгу продаж за прошедшие налоговые периоды. Корректировка за текущий период производится непосредственно в книге, а не на дополнительном листе.

Для этого показатели стоимости и суммы налога аннулируемого счета-фактуры указываются с отрицательными знаками, а в отношении регистрируемого счета-фактуры указываются положительные значения (п. 9 Правил ведения книги покупок… п. 11 Правил ведения книги продаж… утвержденных постановлением № 1137).

Заполнение книги продаж при восстановлении НДС

Принятый к вычету НДС, который был предъявлен подрядчиками при строительстве объектов недвижимости или при покупке таких объектов, а также при приобретении иных товаров, работ, услуг для осуществления строительно-монтажных работ, необходимо восстановить, если данные объекты недвижимости налогоплательщик использует в не облагаемой НДС деятельности.

При восстановлении налога на добавленную стоимость в указанных случаях в книге продаж регистрируется бухгалтерская справка-расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению в текущем календарном году.

Эту запись необходимо сделать в последнем месяце текущего календарного года (п. 14 Правил ведения книги продаж… утвержденных постановлением № 1137).

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Данный журнал состоит из двух частей: первая часть – выставленные счета-фактуры, вторая – полученные счета-фактуры.

В журнале учета указываются:

– полное или сокращенное наименование налогоплательщика в соответствии с учредительными документами или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
– идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика;
– налоговый период, за который составлен журнал учета.

Каждая из частей журнала состоит из 19 граф, в которых указывается следующая информация:

– порядковый номер записи;
– дата выставления или дата получения счета-фактуры;
– код способа выставления (1 – бумажный вид, 2 – электронный вид);
– код вида операции;

Перечень соответствующих кодов приведен в к приложении письму ФНС России № ЕД-4-3/1657@.

– номер счета-фактуры;
– дата составления счета-фактуры;
– номер корректировочного счета-фактуры;
– дата составления корректировочного счета-фактуры;
– номер исправления данного счета-фактуры;
– дата исправления счета-фактуры;
– наименование покупателя (продавца) товаров, работ и услуг;
– и КПП покупателя реализуемых товаров, работ, услуг или продавца приобретаемых товаров, работ, услуг;
– наименование и код валюты;
– стоимость товаров, работ, услуг по счету-фактуре, включая НДС;
– сумма НДС по счету-фактуре;
– разница стоимости с учетом НДС по корректировочному счету-фактуре;
– разница НДС по корректировочному счету-фактуре.

Журнал учета, составленный на бумажном носителе, должен быть подписан руководителем организации или иным уполномоченным лицом, прошнурован, страницы его должны быть пронумерованы и скреплены печатью.

Это необходимо сделать до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Важно запомнить

При возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем, поэтому продавцом корректировочные счета-фактуры не оформляются. В случае если покупатель не поставил на учет возвращаемые товары, продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру (письмо Минфина России № 03-07-09/08).

НДС - пожалуй, самый сложный налог, который имеет массу законодательных исключений в порядке своего исчисления и уплаты. Немало о нем сказано, немало ситуаций рассмотрено, а субъекты предпринимательской деятельности неустанно продолжают платить штрафные санкции по причине некорректного учета в связи с непониманием действующего законодательства. В данной статье и мы постараемся разобраться с этим комплексным налогом.

Сущность налога на добавленную стоимость

В теории налогового учета существует две обширные группы фискальных обязательств - разового удержания и кумулятивные.

Первые, о чем и говорит их название, накладывают бремя единожды на определенный перечень товаров и услуг, и происходит это на четко установленном этапе ценообразования. Вторые же имеют комплексную структуру и подлежат удержанию при каждой торговой операции.

А НДС - что это такое? Это совокупное объединение вышеприведенных групп. Бремя на добавленную стоимость, несомненно, следует отнести к наиболее сложным и многоступенчатым, поэтому оно и имеет такой значительный удельный вес в фискальной политике Российской Федерации.

Итак, НДС - что это такое? Это косвенный налог традиционного характера, который представляет собой надбавку на определенную группу товаров и услуг, которую в конечном счете погашает потребитель. Хотя обязательства накладываются на субъект хозяйствования, но об этом несколько позднее.

Кто является плательщиком налога

Плательщики НДС - это юридические субъекты хозяйствования, предприниматели индивидуального характера, а также те лица, которые осуществляют перемещение товаров через государственную границу РФ и признаются носителями обязательств по налогу на добавленную стоимость согласно Таможенному кодексу РФ.

При этом предприятие может добиться освобождения от фискальной пошлины на законных основаниях. Или же походатайствовать об изменении ставки (ведь, как известно, бывает НДС 18, 0 и 10 %).

Что касается освобождения от уплаты налога, то субъект хозяйствования должен самостоятельно позаботиться об осуществлении данного права. Для этого ему необходимо до 20 числа предполагаемого месяца обратиться в фискальные органы со всеми необходимыми документами, среди которых выписки из журнала хозяйственных операций и баланса, а также все необходимые первичные документы в виде счетов-фактур.

Объект налогообложения

НДС - что это такое? Это косвенный сбор, в качестве объекта которого выступает перечень определенных операций:

  • обычная реализация товара;
  • безвозмездная реализация собственности, имущественных прав или же продажа согласно отступному договору;
  • передача товаров и услуг в личное пользование, при этом стоимость их вычитается при вычислении фискальной нагрузки на прибыль;
  • осуществление работ строительно-монтажного характера, предназначенных для собственного использования;
  • пересечение товарами государственно границы РФ.

При этом важно понимать, что для накладывания налогового бремени НДС реализация товара должна осуществляться на территории Российской Федерации. Если речь идет об экспортных операциях, то первоначальная погрузка объекта налогообложения должна происходить в рамках государственной границы.

База налогообложения

НДС - что это такое? Это фискальное обязательство, в качестве базы которого выступает стоимость реализуемых товаров и услуг, причем в ее суммарный объем не входит акцизный сбор и налог на продажу. При этом за номинал принимается та цена, которая указана в договоре о купле-продаже, независимо от того, выше она или ниже себестоимости и средней рыночной стоимости. Поэтому, согласно действующему законодательству, она и является базой НДС до тех пор, пока не доказано обратное.

Налог на добавленную стоимость представляет собой фискальный сбор с массой подводных камней, поэтому случается, что государственные органы берут под свой контроль ценообразование того или иного товара (услуги). Зачастую это бывает тогда, когда сделки заключаются между взаимосвязанными лицами, если участвуют бартерные операции или же рыночная цена значительно колеблется в своем номинале.

Фискальные ставки

Исчисление налога на добавленную стоимость сегодня производится согласно трем ставкам - 18, 10 и 0 %.

0 % НДС используется в следующих случаях:

  • экспортная реализация товаров, которая осуществляется путем пересечения государственной границы РФ при взаимодействии с таможенной службой;
  • проведение услуг и работ, направленных на производство товаров, вывоз которых планируется осуществлять за пределы страны для дальнейшей продажи;
  • непосредственная транспортировка товаров для дальнейшего экспорта.

Ставка 10 % применяется в ряде следующих случаев:

  • при реализации товаров продовольственного назначения, указанных в ст. 164 НК РФ;
  • продажа периодических печатных изданий;
  • изготовление товаров детского потребления;
  • литература учебного и научного характера;
  • товары медицинского предназначения.

Ставка НДС 18 % распространяется на реализацию и изготовление прочих товаров и услуг.

Фискальный период

Как и прочие разновидности налогового бремени, фискальное обязательство относительно добавленной стоимости имеет четкую календарную привязанность, установленную законодательно. Так, налогообложение НДС ограничивается одним календарным месяцем. Однако существует ряд особых субъектов предпринимательской деятельности, для которых упомянутый период составляет один квартал. К данной группе относятся те предприятия, чья чистая прибыль не превышает двух миллионов рублей в месяц.

Основанием для уплаты налога на добавленную стоимость является фактическая реализация товаров и услуг, подлежащая наложению фискального бремени, а производится она по окончании законодательно отведенного периода, однако не позднее, чем 20 числа последующего месяца.

Формы налоговой отчетности

Согласно отведенным срокам, плательщики НДС обязаны предоставить в фискальные органы всю необходимую документацию относительно бремени. При этом она должна содержать не только декларацию, но и первичную информацию, касающуюся спорных и сомнительных операций.

Отчетные документы обязаны сдавать все субъекты хозяйствования-плательщики налога (даже те, кто занимается исключительно экспортом и, соответственно, вся их продукция облагается по ставке 0 % НДС). Однако в данном случае декларация имеет нетиповую форму, согласно утвержденному приказу Министерства финансов РФ № 31н от 31.03.2005 г.

Вся необходимая для отчетности документация предоставляется субъектом хозяйствования относительно места регистрации лица-предпринимателя.

Методика расчеты и уплаты НДС, пример использования

Итак, к примеру, у нас есть предприятие - ООО. Для того чтобы высчитать налоговую базу, бухгалтеру для начала необходимо взять в качестве константы рыночную стоимость реализованных товаров и услуг, после чего из полученной суммы вычесть все необходимые величины, в том числе законодательно разрешенные льготы.

Помимо этого, в номинал не включаются суммы обязательств, которые были предъявлены плательщику бремени, а впоследствии погашены косвенным путем при приобретении каких-либо благ. Это правило касается следующих категорий операционной деятельности:

  1. Приобретение имущественных прав, а также товаров и услуг с целью их использования в дальнейшей операционной деятельности предприятия.
  2. Покупка активов для дальнейшей их повторной реализации.
  3. Приобретение импортных товаров у нерезидента-неплательщика фискальных обязательств в государственную казну РФ.
  4. Те суммы НДС, которые относятся к возвращенному товару от покупателя.
  5. Полученные услуги от подрядчиков при выполнении монтажных работ.
  6. Приобретение услуг и товаров сотрудниками, находящимися в командировке.

Операции, которые не подлежат исчислению НДС

Существует ряд тонких моментов в организации операционной деятельности, которых налог на добавленную стоимость никоим образом не касается. Данное положение регламентируется действующим налоговым кодексом РФ, а именно ст. 149.

Иными словами данная льгота называется освобождением от налогообложения. Для того чтобы субъект хозяйствования мог ее применить относительно своей деятельности, в его фискальной политике должен присутствовать раздельный учет, который будет обособленно вестись как для операций, подлежащих наложению бремени на добавленную стоимость, так и для прочих.

Помимо этого, предприятие обязано иметь все необходимые лицензии, позволяющие в некоторых моментах отказываться от уплаты налога на добавленную стоимость на законных основаниях.

Также не забываем об импортных операциях, которые не подлежат наложению фискального бремени, поскольку товар приобретается у иностранного поставщика, не имеющего никакого отношения к нашему законодательству.