Биология: свойства живой клетки. Ученые признались, Дарвин ошибся! Теория аномалий пространства


  1. Какой метод используется для обнаружения изменений, происходящих с хромосомами в клетках в процессе митоза?
  2. Единицей чего называют клетку?
  3. Какая наука изучает ископаемые остатки организмов?
  4. Какую теорию сформулировали немецкие учёные М. Шлейден и Т. Шванн?
  5. Отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов?
  6. В чем состоит главное отличие клеток прокариот от эукариот?
  7. Изобретение, после которого стало возможным изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул?
  8. О чем свидетельствует сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов?
  9. На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?
  10. О чем свидетельствует тот факт, что в состав всех живых организмов входят нуклеиновые кислоты?
  11. Для чего используется генеалогический метод в науке?
  12. К какой теории относится положение - "Размножение клеток происходит путём их деления..."
  13. Что характерно для живых объектов природы, в отличие от неживых тел?
  14. Что происходит в клетках растений, в отличие от клеток животных и грибов?
  15. Как называется наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам?
  16. Что сформулировали учёные М. Шлейден и Т. Шванн?
  17. Как называется прибор, при помощи которого можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?
  18. О чем свидетельствует единство органического мира?
  19. Признак отличия живого от неживого?
  20. Что отсутствует в живой клетке?

Варианты ответов:

(необходимо выбрать один вариант из предложенных, после ответа на все вопросы результат теста можно проверить нажав кнопку внизу страницы)

ВНИМАНИЕ ! В тестах возможны ошибки, опечатки, неточности. Если у вас возникли сомнения, сверяйтесь с первоисточником.

Древние заблуждения, вроде Солнца, вращающегося вокруг Земли, или более современные — например, что Венера покрыта зеленью и пригодна для жизни — были опровергнуты с развитием астрономии и космонавтики. Какие же ещё известные научные гипотезы оказались ошибочными?

Планета Вулкан. Французский астроном XIX века Урбен Леверье никак не мог объяснить странную орбиту Меркурия, и сделал предположение, что рядом с Солнцем находится ещё одна планета — Вулкан. Были опубликованы даже несколько сообщений о наблюдении загадочной планеты, но все они противоречили друг другу. В XX веке теория относительности развеяла тайну орбиты Меркурия, а вместе с ней теорию о Вулкане.


Самозарождение — гипотеза, в которую верили на протяжение тысячелетий. Имеется в виду появление живых организмов не из других организмов, яиц или семян, а из неживой среды. Даже Аристотель считал, что личинки мух самозарождаются в трупах животных. И хотя вопрос зарождения жизни на Земле остаётся открытым, в основном эта теория опровергнута.


Расширяющаяся Земля — на удивление популярная идея, существовавшая аж до середины XX века. Считалось, что движение материков происходило из-за того, что Земля постепенно увеличивается в объёме. Эту гипотезу всерьёз рассматривал Чарльз Дарвин. Изучение тектонических плит в 1960-х годах и позже доказало, что Земля не менялась в размерах как минимум 400 миллионов лет.


Флогистон — гипотетический элемент, наполняющий все горючие вещества. Химики XVII века предполагали, что именно он обеспечивает горение, а также отвечает за разнообразные процессы в металлах, например, за образование ржавчины. Теория флогистона была вытеснена кислородной теорией в 1770-х годах.


Марсианские каналы. В 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли объявил, что смог разглядеть на Марсе загадочные прямые линии и назвал их «каналами». Позже была сформулирована теория о том, что каналы имеют искусственное происхождение и используются марсианами для орошения планеты. В XX веке гипотезу опровергли — линии оказались оптической иллюзией.


Эфир — загадочная среда, в существование которой верили многие великие учёные, например, Аристотель, Рене Декарт и Томас Юнг. Правда, все они понимали эфир по‑разному — как аналог вакуума, первородное вещество или «транспорт» для света. Эти теории были чрезвычайно популярны, но после длительных исследований получили опровержение.


Tabula rasa — теория о том, что человек рождается словно «чистый лист», без какого-либо умственного и чувственного содержания, получая его только во время взросления. Была сформулирована Аристотелем и широко распространена вплоть до конца XX века. Даже глубокое изучение генетических механизмов и передачи наследственных черт не смогло окончательно убедить сторонников этой гипотезы в её ошибочности.


Френология — одна из первых и самых известных псевдонаук, определяющая умственные качества человека по форме черепа и размеру мозга. Френологи утверждали, что чем больше у человека мозг, тем больше информации он может сохранить. Дальнейшее развитие нейрофизиологии опровергло данные тезисы.

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек - это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос - его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни за Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед - А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление - дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов - вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название "креационизм". Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика - предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Задание 1. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

1. Эмбриология – это наука, которая изучает:

1. Ископаемые останки организмов;
2. Причины мутаций;
3. Законы наследственности;
4. Зародышевое развитие организмов.

Ответ: 4

2. Тип питания зеленых растений:

Ответ: 4

3. Фотосинтез – это процесс:

1. воздушного питания;
2. поглощения света;
3. выделения кислорода;
4. испарения воды.

Ответ: 1

4. Дыхание растений происходит:

1. на свету;
2. в темноте;
3. при повышенной влажности;
4. Постоянно.

Ответ: 4

5. К первичным меристемам относятся:

1. камбий;
2. феллоген;
3. клетки конуса нарастания;
4. пробка.

Ответ: 3

6. По своему происхождению почка – это:

1. зачаточный побег;
2. укороченный побег;
3. филлодий;
4. листовой примордий.

Ответ: 1

7. Цветок какого растения является зигоморфным:

1. клевера;
2. тюльпана;
3. редьки;
4. яблони.

Ответ: 1

8. Агар-агар получают из представителей отделов:

1. бурых;
2. красных;
3. диатомовых;
4. харовых.

Ответ: 2

9. Грибы образуют микоризу при помощи:

1. спор;
2. плодовых тел;
3. гименофора;
4. гиф.

Ответ: 4

10. Компонентами лишайника являются:

1. грибы и водоросли;
2. только грибы;
3. только водоросли;
4. грибы, водоросли и бактерии.

Ответ: 1

11. Бесполое поколение высших растений называется:

1. заростком;
2. предростком;
3. спорофитом;
4. листостеблем.

Ответ: 3

12. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн:

1. Эволюции;
2. Хромосомную;
3. Клеточную;
4. онтогенеза.

Ответ: 3

13. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в реакциях:

1. Биосинтеза белка;
2. Фотосинтеза;
3. Синтеза липидов;
4. Синтеза нуклеиновых кислот.

Ответ: 2

14. Запасным углеводом в животной клетке является:

1. Крахмал;
2. Гликоген;
3. Хитин;
4. целлюлоза.

Ответ: 2

15. Оболочка растительной клетки содержит:

1. липиды;
2. целлюлозу;
3. хитин;
4. крахмал.

Ответ: 2

16. Вирусы:

1. имеют клеточное строение;
2. способны делиться или почковаться;
3. образуют хитиновый капсид;
4. содержат или ДНК или РНК.

Ответ: 4

17. Прикрепление нитей веретена деления к хромосоме происходит в:

1. Интерфазе;
2. Профазе;
3.Метафазе;
4. Анафазе.

Ответ: 3

18. Удвоение хромосом способствует:

1. Возникновению мутаций;
2. Модификационной изменчивости;
3.Появлению новых комбинаций генов;
4. Передаче наследственной информации дочерним клеткам.

Ответ: 4

19. Митоз в многоклеточном организме составляет основу:

1. Гаметогенеза;
2. Роста и развития;
3. Обмена веществ;
4. Процессов саморегуляции.

Ответ: 2

20. Какую стадию эмбрионального развития животных представляет собой двуслойных зародыш, состоящий из эктодермы и энтодермы:

1. Гаструлу;
2. Бластулу;
3. Нейрулу;
4. Органогенеза.

Ответ: 1

21. У птиц, в отличие от пресмыкающихся:

1. непостоянная температура тела;
2. покров из рогового вещества;
3. постоянная температура тела;
4. развитие зародыша в яйце.

Ответ: 3

22. Двухкамерное сердце имеют:

1. Бесчерепные;
2. Хрящевые и костные рыбы;
3. Земноводные;
4. Птицы и млекопитающие.

Ответ: 2

23. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве:

1. Земноводных и пресмыкающихся;
2. Пресмыкающихся и птиц;
3. Пресмыкающихся и млекопитающих;
4. Птиц и млекопитающих.

Ответ: 2

24. Кожа играет наиболее существенную роль в дыхании:

1. Водных пресмыкающихся;
2. Хрящевых и костных рыб;
3. Земноводных;
4. Млекопитающих.

Ответ: 3

25. Воздушные мешки – это часть дыхательной системы:

1. Птиц;
2. Земноводных;
3. Пресмыкающихся;
4. Млекопитающих.

Ответ: 1

26. Органы кровообращения в процессе эволюции беспозвоночных впервые появляются у:

1. Кольчатых червей;
2. Моллюсков;
3. Членистоногих;
4. Круглых червей.

Ответ: 1

27. Об усложнении кровеносной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует:

1. Трехкамерное сердце;
2. Четырехкамерное сердце;
3. Появление неполной перегородки в желудочке сердце;
4. Появление в сердце двух предсердий.

Ответ: 2

28. В связи с питанием грубой растительной пищей у лошади:

1. Зубы острые с более толстой эмалью на передней стороне резцов;
2. Резцы широкие и длинные, коренные зубы с большой жевательной поверхностью;
3. Наиболее развиты клыки и четыре коренных зуба;
4. Зубы однотипные, остробугорчатые.

Ответ: 2

29. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве:

1. мутантными;
2. гетерозисными;
3. гетерозиготными;
4. гомозиготными.

Ответ: 3

30. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААВb и ааbb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении:

1. 9:3:3:1;
2. 1:1:1:1;
3. 3:1;
4. 1:1.

Ответ: 4

31. Выберите формулировку закона гомологических рядов, открытого Н.И. Вавиловым:

1. Расщепление по каждой паре генов идет независимо от других пар генов;
2. При моногибридном скрещивании в F2 идет расщепление признаков по фенотипу 3:1;
3. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления;
4. Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости.

Ответ: 3

32. Какой пример размножения организмов характеризуется как половой?

1. Почкование у дрожжей;
2. Спорообразование у мхов;
3. Регенерация у пресноводной гидры;
4. Партеногенез у пчел.

Ответ: 4

33. Какой фактор в эволюции человека в настоящее время утратил свое значение?

1. Пространственная изоляция;
2. Наследственная изменчивость;
3. Комбинативная изменчивость;
4. Колебания численности в результате миграционных процессов.

Ответ: 1

34. С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?

1. Гибридологического;
2. Близнецового;
3. Генеалогического;
4. Биохимического.

Ответ: 3

35. Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если генотип женщины Аа, а у мужчины – аа (А – наличие веснушек)?

1. 0%;
2. 25%;
3. 50%;
4. 75%.

Ответ: 3

36. Сколько типов гамет может образоваться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом АаСс:

1. Один;
2. Два;
3. Три;
4. Четыре.

Ответ: 4

37. Конъюгация хромосом – это соединение двух гомологичных хромосом в процессе:

1. Митоза;
2. мейоза;
3. оплодотворения;
4. опыления.

Ответ: 2

38. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называется:

1. Движущим;
2. Методическим;
3. Стихийным;
4. Стабилизирующим.

Ответ: 4

39. Анализатор состоит из:

1. Рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса;
2. Проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг;
3. Участка коры головного мозга, в котором происходит анализ полученной информации;
4. Воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

Ответ: 4

40. Основная функция почек у млекопитающих животных и человека – удаление из организма:

1. белков;
2. сахаров;
3. продуктов обмена веществ;
4. непереваренных остатков.

Ответ: 3

41. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне ЦНС, образуют:/p>

1. нервы;
2. мозжечок;
3. спинной мозг;
4. кору больших полушарий.

Ответ: 1

42. Серое вещество в головном и спинном мозге образовано:

1. Чувствительными нейронами;
2. Телами нейронов и их короткими отростками;
3. Длинными отростками нейронов;
4. Двигательными нейронами.

Ответ: 2

43. Углеводы в организме человека откладываются:

1. В печени и мышцах;
2. Подкожной клетчатке;
3. Поджелудочной железе;
4. Стенках кишечника.

Ответ: 1

44. Кости скелета человека образованы тканью:

1. Эпителиальной;
2. Соединительной;
3. Нервной;
4. Поперечнополосатой мышечной.

Ответ: 2

45. Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности кожи, приводит к:

1. Повышению артериального давления;
2. Повышению температуры тела;
3. Увеличивает скорость движения крови по сосудам;
4. Защите организма от перегревания.

Ответ: 4

46. У близоруких людей изображение фокусируется:

1. Перед сетчаткой;
2. На сосудистой оболочке;
3. На белочной оболочке;
4. За сетчаткой.

Ответ: 1

47. В каком отделе мозга у человека находится центр пищеварения?

1. Переднем;
2. Среднем;
3. Продолговатом;
4. Промежуточном.

Ответ: 3

48. Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, — это рефлекс:

1. Условный, требующий подкрепления;
2. Безусловный, передающийся по наследству;
3. Возникший в течение жизни;
4. Индивидуальный для каждого человека.

Ответ: 2

49. Ароморфозом является:

Ответ: 3

50. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции, — это:

1. Мутационная изменчивость;
2. Модификационная изменчивость;
3. Борьба за существование;
4. Искусственный отбор.

Ответ: 1

51. Сокращение численности и ареала амурского тигра – это пример:

1. Биологического прогресса;
2. Биологического регресса;
3. Идиоадаптации;
4. Ароморфоза.

Ответ: 2

52. Связи между организмами разных видов в экосистеме, от которых зависит их обеспеченность органическими веществами и энергией, называют:

1. Пищевыми;
2. Генетическими;
3. Территориальными;
4. Эволюционными.

Ответ: 1

53. К отрицательным последствиям создания плотин и водохранилищ на реках можно отнести:

1. Уменьшение численности хищных рыб;
2. Обогащение воды кислородом;
3. Нарушение нереста проходных рыб;
4. Снижение уровня воды.

Ответ: 3

54. Какой пример характеризует приспособленность животных к сезонным изменениям в природе?

1. Поиск акулами добычи в океане;
2. Миграция перелетных птиц;
3. Ночная активность летучих мышей;
4. Движение створок раковин моллюсков.

Ответ: 2

55. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида:

1. Возрастает число спонтанных мутаций;
2. Проявляется стабилизирующий отбор;
3. Проявляется движущий отбор;
4. Усиливаются процессы дивергенции.

Ответ: 2

56. Устойчивость биогеоценоза определяется:

1. Закономерностями наследственности и изменчивости;
2. Разнообразием видового состава;
3. Конкуренцией между микроорганизмами;
4. Популяционными волнами.

Ответ: 2

57. Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе:

1. Гликолиза;
2. Подготовительного этапа энергетического обмена:
3. Брожения;
4. Окисления одной молекулы пировиноградной кислоты.

Ответ: 4

58. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию из:

1. Цитоплазмы в ядро;
2. Одной клетки в другую;
3. Ядра к митохондриям;
4. Ядра к рибосомам.

Ответ: 4

59. Какие связи определяют первичную структуру молекулы белка?

1. Гидрофобные между радикалами аминокислот;
2. Водородные между полипептидными нитями;
3. Пептидные между аминокислотами;
4. Гидрофильные.

Ответ: 3

60. В экстренных случаях больному вводят лечебную сыворотку, которая содержит:

1. Ослабленных возбудителей болезни;
2. Вещества, выделяемые микроорганизмами;
3. Готовые антитела против возбудителей данного заболевания;
4. Мертвых возбудителей заболевания.

Ответ: 3

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с тремя вариантами ответов из шести возможных. Занесите в матрицу правильные ответы, располагая цифры по порядку.

1. Растения семейства Бобовые можно узнать по признакам:

1) цветок четырехчленного типа;
2) соцветие кисть;
3) цветок пятичленного типа;
4) соцветие корзинка;
5) плод стручок или стручочек;
6) плод боб.

Ответ: 2, 3, 6

2. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1) имеет массовый характер;
2) имеет индивидуальный характер;
3) не наследуется;
4) наследуется;
5) ограничена нормой реакции;
6) размах изменчивости не имеет пределов.

Ответ: 1, 3, 5

3. У реснитчатых червей под эпителиальным слоем кожно-мускульного мешка лежат слои:

1) кольцевых мышечных волокон;
2) гладких мышечных волокон;
3) поперечно-полосатых мышечных волокон;
4) смешанных мышечных волокон;
5) косых мышечных волокон;
6) продольных мышечных волокон.

Ответ: 1, 5, 6

4. Особенности, характерные для лишайников:

1) представляют самостоятельную группу организмов;
2) занимают промежуточное положение между растениями и животными;
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды;
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы;
5) микоризообразователи;
6) состоят из одинаковых клеток.

Ответ: 1, 3, 4

5. Саморегуляция в экосистеме дубравы происходит в результате:

1) сокращения численности деревьев при их вырубке;
2) минерализации почвы дождевыми червями;
3) усыхания деревьев в результате засухи;
4) обеспеченности белок урожаем желудей;
5) полного истребления волками популяции кабанов;
6) ограниченности роста численности мышей хищниками.

Ответ: 1, 3, 4

6. Основные функции ядра в клетке состоят в:

1) синтезе молекул ДНК;
2) окислении органических веществ с освобождением энергии;
3) синтезе молекул иРНК;
4) поглощении клеткой веществ из окружающей среды;
5) образовании органических веществ из неорганических;
6) образовании большой и малой субъединиц рибосом.

Ответ: 1, 3, 6

7. Сходство грибов и животных состоит в том, что:

1) у них гетеротрофный способ питания;
2) у них автотрофный способ питания;
3) клетки грибов и некоторых животных содержат хитин;
4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком;
5) в их клетках отсутствуют хлоропласты;
6) их тело состоит их тканей.

Ответ: 1, 3, 5

8. В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит:

1) адаптация;
2) обмен веществ;
3) раздражимость;
4) рост и развитие;
5) размножение;
6) историческое развитие.

Ответ: 2, 4, 5

9. Каковы свойства, строение и функции полисахаридов в клетке?

1) выполняют структурную и запасающую функцию;
2) выполняют каталитическую и транспортную функцию;
3) состоят из остатков молекул моносахаридов;
4) состоят из остатков молекул аминокислот;
5) растворяются в воде;
6) не растворяются в воде.

Ответ: 1, 3, 6

10. Биогеоценозы характеризуются:

1) разветвленными цепями питания;
2) простыми пищевыми цепями;
3) отсутствием видового разнообразия;
4) действием естественного отбора;
5) зависимостью от деятельности человека;
6) устойчивым состоянием.

Ответ: 1, 4, 6

11. Клетки эукариотических организмов, в отличие от прокариот:

1) цитоплазму;
2) ядро, покрытое оболочкой;
3) молекулы ДНК;
4) митохондрии;
5) плотную оболочку;
6) эндоплазматическую сеть.

Ответ: 2, 4, 6

12. Двигательные нейроны;

1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов;
2) передают возбуждение мышцам;
3) передают возбуждение вставочным нейронам;
4) передают возбуждение к железам;
5) передают возбуждение на чувствительные нейроны;
6) воспринимают возбуждение, возникшее к рецепторам.

Ответ: 1, 2, 4

13. Какие из перечисленных примеров относятся к идиоадаптациям?

Ответ: 2, 3, 5

14. Искусственный отбор, в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно;
2) осуществляется природными факторами;
3) осуществляется быстро;
4) происходит среди особей природных популяций;
5) завершается получением новых культурных форм;
6) завершается возникновением новых видов.

Ответ: 1, 3, 5

15. Результатом эволюции является:

1) дрейф генов;
2) многообразие видов;
3) мутационная изменчивость;
4) приспособленность организмов к условиям внешней среды;
5) повышение организации живых существ;
6) борьба за существование.

Ответ: 2, 4, 5

Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

  1. Семена имеются у цветковых и папоротников.
  2. Столбчатая ткань листа имеет крупные межклетники.
  3. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  4. Образование органических веществ из неорганических происходит при фотосинтезе.
  5. Бактерии в природе выполняют роль продуцентов.
  6. Сине-зеленые водоросли относятся к Эукариотам.
  7. Эвглена зеленая способна менять характер питания в зависимости от условий среды.
  8. Сцифоидные медузы утратили форму полипов.
  9. У белой планарии отсутствуют кровеносная и дыхательная системы.
  10. У свиного цепня длина тела достигает 15 метров.
  11. Известковые железы некоторых малощетинковых червей служат для защиты от хищников.
  12. Сердце моллюсков состоит из 1 желудочка и 2-х предсердий.
  13. Дыхание у насекомых осуществляется через легкие.
  14. Глаза рыб имеют хрусталик.
  15. Сердце земноводных, как и у рыб, трехкамерное.
  16. Движение задних конечностей у птиц обеспечивают более 30 мышц.
  17. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
  18. Зуб человека имеет 2 части – корень и коронку.
  19. Концы бронхиальных трубочек заканчиваются альвеолами.
  20. Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену двух фаз сердечного цикла: сокращения предсердий и сокращения желудочков.
  21. Пластический обмен в организме направлен на биологическое окисление с высвобождением энергии.
  22. Центры условных рефлексов расположены в продолговатом мозге.
  23. Фильтрующая поверхность обеих почек человека около 5-6 м2.
  24. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
  25. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

Ответ: Правильно – 4, 7, 8, 9, 12, 14, 16, 23

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

Утверждение:
А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы;
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы;
В) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей;
Г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели;
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы и нейрулы;
Е) большинство организмов имеют клеточное строение.

Доказательства эволюции:
1) эмбриологические;
2) сравнительно-анатомические.

Ответ: А-1, Б-2, В-2, Г-1, Д-1, Е-2

2. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

Особенности строения и функции:
А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток;
Б) имеют устьица, чечевички;
В) образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой;
Г) обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды;
Д) осуществляют газообмен и транспирацию;
Е) включают сосуды и ситовидные трубки.

Виды тканей:
1) покровные;
2) проводящие.

Ответ: А-1, Б-1, В-2, Г-1, Д-1, Е-2

3. Установите соответствие между признаком растения и семейством, к которому оно принадлежит.

Признаки:
А) число частей цветка кратно пяти;
Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества;
В) плоды – стручки или стручочки;
Г) чашелистики и лепестки расположены взаимноперпендикулярно;
Д) плоды – ягода или коробочка;
Е) число частей цветка кратно четырем.

Семейства:
1) крестоцветные;
2) пасленовые.

Ответ: А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2, Е-1

4. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их принадлежностью к определенной группе.

Характеристика:
А) не имеют постоянной формы;
Б) не содержат ядра;
В) содержат гемоглобин;
Г) имеют форму двояковогнутого диска;
Д) способны к активному передвижению;
Е) способны к фагоцитозу.

Группа клеток:
1) эритроциты;
2) лейкоциты.

Ответ: А-2, Б-1, В-1, Г-1, Д-2, Е-2

5. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

Строение:
А) сочный околоплодник;
Б) сухой околоплодник;
В) наличие крючочков;
Г) наличие парашютиков;
Д) яркая оболочка;
Е) наличие крылаток.

Способ распространения:
1) ветром;
2) животными.

Ответ: А-2, Б-1, В-2, Г-1, Д-2, Е-1

Вконтакте