Кучиев капитан ледокола ленин. Звезда юрия кучиева будет гореть всегда. Из материалов газеты “Северная Осетия”




Кучиев Юрий Сергеевич – советский российский арктический капитан, капитан атомного ледокола «Арктика»Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР.

Родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб ныне Алагирского района Республики Северная Осетия – Алания. Осетин. Отец Сергей Тимофеевич Кучиев (1892-1938) – красный партизан в годы Гражданской войны, директор одной из первых в республике Ардонской МТС, нарком земледелия республики, был арестован в феврале 1938 года и в июле того же года расстрелян; мать – родственница великого осетинского поэта Косты Хетагурова.

Окончил среднюю школу № 27 в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Окончил курсы штурманов малого плавания (1944), Ленинградское высшее инженерное морское училище имени С.О.Макарова (1963, заочно).

В конце 1930-х годов пытался поступить в лётную школу, но в приёме как сыну «врага народа» было отказано. С рекомендательным письмом полярного лётчика Героя Советского Союза М.И. Шевелёва уехал на остров Диксон. С 1941 года плавал на ледокольных судах в Арктике: с 5 июня 1941 года матрос на буксире «Василий Молоков». В 1943-1944 годах участвовал в зимовке на острове Диксон. С 1944 года 3-й помощник капитана ледокольного парохода «Таймыр». Находился в составе конвоев Северного флота в годы Великой Отечественной войны. С 5 января 1945 года 4-й помощник капитана ледокола «Ермак», затем до 1962 года 3-й, 2-й и старший помощник капитана ледоколов «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин». Член ВКП(б)/КПСС в 1948-1991 годах.

В 1961-1962 годах исполняющий обязанности капитана ледокола «Красин». Был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», в 1964-1971 годах дублёр капитана атомного ледокола «Ленин»; в июне 1971 года выполнил особое задание Министерства морского флота по проводке ледокола «Владивосток» от Новой Земли до порта Певек высокими широтами вокруг архипелага Северная Земля. В 1966-1968 годах капитан ледокола «Красин».

С 5 июня 1971 года до 1980 года капитан атомного ледокола «Арктика». Само судно только строилось, было спущено на воду в 1972 году, а вступило в строй в 1975 году. За эти годы опытный моряк сформировал великолепно обученную команду, добился её слаженной работы и безукоризненного владения сложной техникой. Он же провёл весь комплекс испытаний атомохода и добился его принятия в эксплуатацию с оценкой «отлично». Работал на проводке судов по Северному морскому пути с навигации 1975 года. В октябре 1976 года «Арктика» вырвала из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».

Капитану атомного ледокола «Арктика» Ю.С. Кучиеву выпала честь первому привести надводный корабль на Северный полюс. 9 августа 1977 года капитан Ю.С. Кучиев вывел атомный ледокол «Арктика» из Мурманска. Он провёл корабль с северной стороны архипелага Новая Земля, затем пересёк Карское море и вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых. Обогнув с востока архипелаг Северная Земля, он по 130-му меридиану направился на север. 17 августа 1977 года советская морская экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле. Поход на «верхушку планеты» и возвращение были произведены разными маршрутами в минимальные сроки. 23 августа «Арктика» благополучно вернулась в Мурманск другим, кратчайшим путём. Всего в походе было пройдено 3876 миль, в том числе по пути к полюсу через вековые сплочённые льды – 560 миль, по пути с полюса – 570 миль. По прогнозу специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского института поход должен был продолжаться двадцать восемь суток. Однако умелое использование мощностей корабля и непрерывное ведение разведки ледовой обстановки с бортовых вертолётов позволили совершить поход за тринадцать суток.

Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, расширению период навигации в Северном Ледовитом океане почти на 100 суток ежегодно. В ряде районов Арктики теперь впервые в мире была открыта круглогодичная арктическая навигация (например, в такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка, Анадырь). Первый иностранный корабль сумел дойти до Северного полюса только в 1990-х годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Согласно тому же указу Героями Социалистического Труда стали начальник экспедиции Министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, главный инженер корабля Олег Паншин, старший мастер атомной паропроизводительной установки корабля Фидус Асхадуллин, многие члены экипажа были награждены орденами и медалями СССР.

В марте 1981 года по рекомендации медицинской комиссии по состоянию здоровья был переведён на береговую работу. С 18 марта 1981 года по август 1997 года - в спецгруппе Технадзора Министерства морского флота за проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе, с прикомандированием к Мурманскому морскому пароходству.

С 1 апреля 1981 года Ю.С. Кучиев – персональный пенсионер союзного значения; будучи на пенсии продолжал работать. С 1992 года после отмены персональных пенсий стал получать пенсию по старости. Указом Президента РФ в феврале 1997 года ему была назначена персональная пенсия в размере 20 минимальных зарплат. До конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Жил в городе-герое Санкт-Петербурге. Скончался 14 декабря 2005 года. Гражданская панихида состоялась 20 декабря 2005 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. 19 августа 2006 года в 21.00 (мск) урна с его прахом и прахом его жены Нинель Константиновны Кучиевой (Алексеевой; 1925-1999), согласно завещания Ю.С. Кучиева, была предана с воинскими почестями водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса в географических координатах 89º59,38´ с.ш. и 65º37,03´ з.д. командой атомного ледокола «Ямал».

Награждён орденами Ленина (14.09.1977), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (7.01.1976), медалями «За трудовое отличие» (4.11.1953), «За оборону Советского Заполярья», другими медалями. После его смерти награды были переданы на хранение в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Удостоен ряда почётных званий: «Почётный работник Морского флота», «Почётный полярник», «Почётный капитан атомного ледокола «Арктика», «Почётный член Географического общества СССР».

Почётный гражданин Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), Алагира, Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания.

Его имя носит школа № 27 во Владикавказе (в 2006 году на её фасаде был открыт памятник-барельеф), остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа (с 26 ноября 2008).

Сбылась многовековая мечта человечества - достигнут Северный полюс на надводном судне. И осуществили ее впервые советские люди 17 августа 1977 года в 4 часа по московскому времени...
Теперь трудно выделить кого-нибудь из команды. И все же нельзя не сказать о капитане - опытном, высокоэрудированном ледовом кормчем Юрии Сергеевиче Кучиеве. Он вобрал в себя, проходя долгие арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов.
9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торже­ственно проводили «Арктику» в особый рейс...
Достигнуть цель предполагалось 25 августа. Уже с первых дней график начал уплотняться. Корабль показал в деле превосходные ходовые качества. На некоторых участках, круша полуторакилометровые льды, атомоход шел со скоростью четырнадцать узлов в час. Безусловно, встре­чались и трудности. Корабль заклинивало. Выбираясь из плена, богатырь напрягал всю свою мощь, вибрируя стальным корпусом...
- Мы должны сделать все, чтобы вернуться из этого рейса с побе­дой,- лаконично сказал капитан «Арктики» Ю. С. Кучиев. И полярники блестяще выполнили поставленную перед ними задачу. Северный полюс оказался под килем «Арктики» на восемь дней раньше намеченного срока: в четыре часа по московскому времени 17 августа 1977 года. Свершилась давняя мечта многих поколений моряков, стремившихся тропой первопроходцев в загадочный и грозный мир ледяного безмолвия.
Кучиев - исключительно одаренный от рождения человек, но судьба его типична для юноши тридцатых годов. Почему он мечтал об авиации? Вспомним: пятый океан становился своеобразным символом молодой страны Советов, рвущейся к высотам социального, экономического, тех­нического развития... В 1964 году Ю. С. Кучиев встал на капитанский мостик атомохода «Ленин». Одним из почетных гостей команды корабля был первый космо­навт планеты Юрий Гагарин. И в судьбах, и во внешнем облике двух знаме­нитых капитанов - простых, скромных, обаятельных - было много общего: Сыны трудового народа, они вели свои корабли дорогой первопроходцев. Один проложил космическую трассу, другому суждено было провести ко­рабль надводным путем к вершинам Земли.
Мысль эта окончательно созрела у Кучиева, когда он встал на капи­танский мостик атомохода "Ленин" "На таких судах можно пробиться на полюс" - сказал он тогда. Именно на нем он «разведал» подходы к север­ной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол "Владивосток"...
И вот со стапелей Балтийского завода сошел самый мощный в мире ледокол «Арктика». Длина корабля - сто пятьдесят метров. В его сталь­ном чреве упрятан атомный реактор в 75 тысяч лошадиных сил...
Встав на его капитанский мостик, Ю. С. Кучиев твердо решил: час штурма вершины Земли настал...
Шел по московским улицам, а думами был далеко от них, может, потому, что и за столом все разговоры крутились вокруг последнего собы­тия: «Арктика», управляемая им, капитаном Кучиевым, достигла Север­ного полюса. Атомный богатырь, первоклассный ледокол... Это и на устах, и в газетах.
Шагая по ночной столице, Кучиев думал о своих товарищах, с кем делил невзгоды последнего перехода. Какой бы богатырской ни была тех­ника, она - ничто, если бы не эти сильные духом, самоотверженные, пре­данные мечте люди.
Но давайте оставим Москву 26 августа и перенесемся на несколько дней назад...
На «Арктике» уже подняли трап, когда раздалась команда: - Убрать арбузные корки с полюса!
В этом приказе весь Кучиев. Если б можно, он и небо протер бы, чтобы звезды сильнее манили людей. Капитан мысленно увидел и тех, кто по пути сюда ел сапоги и собачину. Полюс, хоть и не храм, но под его мрач­ными сводами все должно оставаться возвышенным - и порыв души, и па­мять, и отношение к побежденному. Побежденной была Арктика.
Помню, тринадцать лет назад, когда Юрий Сергеевич пошел капита­ном на атомоходе «Ленин», он признался мне: «Хочу на полюс, знаешь, на таких судах можно пробиться...» Мечта окрепла, а луч надежды стал ярче с появлением "Арктики". Едва увидел ее у заводской стенки на нев­ской воде, как все в нем с той минуты нацелилось на поход к полюсу. Опыт­ный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу...
И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания вывел надводное судно к Северному полюсу. Но подходы к нему ом «прощупал» еще шесть лет назад, когда на атомоходе "Ленин" проводил в восточный сектор Арктики ледокол "Владивосток"... А через несколько дней Юрия Сергеевича назначили на новый атомоход. Мы встретились с ним вскоре после этого. Он был всё таким же энергичным, как и в день нашего знакомства, все с той же безукоризненной щёточкой усов и гладковыбритой головой. Спросил его:
"Как мама?" - ибо хорошо помнил навигацию шестьдесят четвертого года, когда Кучиев часто обращался мыслями к матери... Маленькая певунья напоминала Юрию Сергеевичу о доме, семье, с которой он не видится по двести с лишним дней в году. Так, можно сказать, без отца, и выросли сыновья, дочь. Старший, Михаил,- аспирант физико-технического института. Сергей и Таня - двойняшки: он - авиатор, она учится на модельера. От отца дети впитали глубокое уважение к старшим, Прямота, честность, неумение юлить, откровенность - качества, воспитанные в них не самим Юрием Сергеевичем, а скорее - просто его примером...
А было ли когда-нибудь ему легко и может ли быть легко человеку, который почти всё время во льдах, который изо дня в день, из года в год видит одни и те же лица, а ведь человеку, как известно, даже курортная обстановка приедается. Все было у него нелегко... Рассказывал как-то об отце, красном партизане, руководителе одной из первых МТС в Северной Осетии. Рассказывал о горах, взрастивших его, о поднебесном ауле Тиб. Суровые приметы Ледовитого океана не заняли в его сердца того места, что отдано сахарным макушкам Кавказа...
У нега, привыкшего к северным холодам и невзгодам южанина, характер, закаленный высокими широтами. И все-таки он часто скучает по горам - джигит, виртуозно водящий ледокол, забравшийся на атомоходе на пик Земли...
О Кучиеве говорят по-разному. Одни, что он толковый, другие подчёркивают его волю, третьи - интуицию на людей. Да, он добрый и твердый, непонятный и открытый до конца, мягкий и требовательный, простой и сложный, мудрый и по-детски наивный. Так не бывает, чтобы все это уживалось в одном человеке? Чепуха! Бывает! Красив и привлекателен именно многогранностью.
Десятки лет пролежал один экспонат в музее, а в 1977 году отправился... на Северный полюс. Это старое, потрескавшееся от времени древко русского флага. Русский флаг мечтал водрузить на полюсе старший лейте­нант Георгий Яковлевич Седов. Но мечте этой так и не суждено было сбыться. Седов погиб по дороге к полюсу - в 1914 году. В тридцатые годы древко флага нашли на его могиле на Земле Франца-Иосифа, передали в музей. Сейчас старое древко флага вы увидите не среди экспонатов, рассказывающих об экспедиции на «Святом мученике Фоке», а рядом с Государственным флагом СССР, доставленным на полюс атомоходом «Арктика», рядом с капсулой с водой, взятой там, где сходятся все земные меридианы, с гидроазимутом, по которому определялся на атомоходе курс к вершине нашей планеты. Эти экспонаты передал в музей капитан «Арктики» Герой Социалистического Труда Юрий Сергеевич Кучиев. Экспозиция, посвященная этому рейсу «Арктики»,- одна из крупнейших в музее. Здесь множество фотографий, сделанных на полюсе 17 августа 1977 года... На одной из фотографий капитан Кучиев стоит на полюсе и держит в руках древко флага Седова. Однажды мы пришли в музей вместе с Юрием Сергеевичем Кучиевым. Взглянув на эту фотографию, капи­тан сказал:
- Это был один из самых счастливых дней моей жизни...
В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых риско­вых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру. Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно на осетинском коне... Перед самой войной к на­чальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву пришел худощавый паренек. Пришел как к депу­тату - Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от изби­рательного округа, куда входила и Северная Осетия. Парень мечтал об авиации и обратился к человеку, который много летал,-он наверняка поймет. Поймет, что случилась беда - в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечта недостижима? Марк Иванович выслушал его и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов» мощностью 400 лошадиных сил.
Спустя 36 лет он пришел на полюс на корабле мощностью 75 тысяч лошадиных сил - самом сильном в мире атомном ледоколе...
Кучиев взглянул на старую, 1964 года, фотографию - он всегда ее брал в плавание.
Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Ку­чиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рас­сказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал. Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком. -- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
...Героя Социалистического Труда капитана Юрия Сергеевича Кучиева можно часто встретить на Балтийском заводе... Кучиев работает с проек­тировщиками, кораблестроителями: просматривает чертежи, дает советы, предлагает свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкает сейчас к земле. Дело это трудное, особенно для чело­века с таким характером. И с чисто осетинским темпераментом он выстре­ливает словами:
- Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую пре­скверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе. Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!

9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торжественно проводили крупнейший атомный ледокол «Арктика» в особый рейс. На капитанском мостике стоял Юрий Сергеевич Кучиев.

Он родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Северной Осетии. В горах кажется, что небо совсем близко, протянешь руку и можно дотянутся, а потому с самого детства Юрий Сергеевич мечтал летать. В 1938 г. он с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникизе. И поехал поступать в летное училище. Но его не взяли. Отец его Сергей Кучиев, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Репрессирован в конце тридцатых годов, позже реабилитирован. Клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия о карьере военного лётчика. И тогда он каким-то чудом попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву. Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от избирательного округа, куда входила и Северная Осетия. Марк Иванович выслушал пришедшего к нему паренька и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
Кучиев последовал его совету и 5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов».
А потом началась война. И Юрий Сергеевич находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (1944), заочно - Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы - помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

С 1962 по 1971 годы - капитан ледоколов «Мурманск», «Киев», дублер капитана атомного ледокола «Ленин», с 1964 - капитан этого ледокола. Именно там, на "Ленине" состоялась знаменитая встреча двух Юриев - Кучиева и Гагарина. Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Кучиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рассказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал.

Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком.
-- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
С 1971 Кучиев становится капитан атомного ледокола «Арктика».
Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу...

И вот, наконец, 9 августа 1977 капитан "Арктики" повел ее в рейс, который навсегда войдет в историю.

И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания, пробиваясь через ледяные поля и покров мощных многолетних льдов, вывел надводное судно к Северному полюсу. «Я испытал совершенно необыкновенное волнение», – говорит легендарный Ю.С.Кучиев, – «когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов.
Это древко было найдено у его могилы».

Арктика покорилась настойчивому джигиту.

"Справедливый человек. Очень хороший капитан…". Принципиальный, честный, волевой. Требовательный к экипажу…", - так отзывались о Кучиеве все те, кто работал с ним на ледоколах. Его любили и уважали. После похода к Северному Полюсу матросы подарили Кучиеву нарисованый кем-то шарж на него.

До 1997 года Кучиев в море, потом ушел на пенсию.

Остаток жизни он работал на Балтийском заводе. С проектировщиками, кораблестроителями: просматривал чертежи, давал советы, предлагал свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкал к земле. Дело это трудное, особенно для человека с таким характером.

И с чисто осетинским темпераментом он выстреливал словами:
"Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую прескверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе. Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!"

Он умер в 2005 году. Согласно завещанию, его прах и прах его умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года.
Он мечтал о небе, но покорил Северный полюс - вот такой был Юрий Сергеевич Кучиев.

Гражданство:

СССР СССР
Россия Россия

Дата смерти: Награды и премии:

: неверное или отсутствующее изображение

Ю́рий Серге́евич Кучи́ев (осет. Кучиты Сергейы фырт Юрий ; 26 августа , аул Тиб ныне Алагирского района Северной Осетии - 14 декабря 2005 года , Санкт-Петербург) - арктический капитан, первым достигший Северного полюса . Герой Социалистического Труда ().

Биография

В 1938 г. с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникидзе , а в 1941 г. был зачислен матросом на буксир «Василий Молоков» порта Диксон. В годы Великой Отечественной войны находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (), заочно - Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (). С по 1962 годы - помощник капитана ледоколов «Ермак », «Малыгин », «Сибиряков », «Илья Муромец », «Красин ».

Награды и Звания

Память

Имя Юрия Кучиева носит:

См. также

Напишите отзыв о статье "Кучиев, Юрий Сергеевич"

Примечания

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Кучиев, Юрий Сергеевич

Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.