Радугин А. Культурология. Хрестоматия по культурологии (Радугин А.А.) Раздел ii. развитие мировой культуры


Культурология. Радугин А.А.

М.: Центр, 2001 - 304 с.

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Формат: doc / zip

Размер: 440 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 358 Кб

/ Download файл

Формат: mhtml / zip

Размер: 597 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 6
Раздел первый. Сущность и предназначение культуры.. 7
Глава 1. Кулътура как предмет культурологии. 7
1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека. 7
1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 8
1.2. Человек как творец и творение культуры.. 9
1.3. Диалог культур. 9
1.4. Основные формы духовной культуры.. 10
2. Культурология как гуманитарная наука. 11
2.1. Истоки культурологии как науки. 11
2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур. 11
ЛИТЕРАТУРА.. 12
Глава 2. Основные школы и концепции культурологии. 12
1. Философия Гегеля как теория культуры.. 12
2. Философия культуры Освальда Шпенглера. 14
3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева. 17
3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. 17
3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества. 17
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда. 18
5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга. 20
5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы.. 20
5.2. Культура и проблема целостности человеческой души. 21
6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби. 22
7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 25
ЛИТЕРАТУРА.. 26
Глава 3. Кулътура как система. 26
1. Структурная целостность культуры.. 27
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек - системообразующий фактор в развитии культуры.. 27
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность. 28
2. Многомерность культуры как системы.. 31
2.1. Предназначение культуры.. 31
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 32
2.3. Взаимоотношение культуры и общества. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36
Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства. 37
1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры.. 37
2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40
3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41
ЛИТЕРАТУРА.. 43
Глава 5. Массовая и элитарная культура. 43
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры.. 43
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры.. 44
3. Философские основы массовой культуры.. 45
ЛИТЕРАТУРА.. 48
Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49
1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии. 49
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры.. 50
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций. 52
ЛИТЕРАТУРА.. 54
Раздел второй. Развитие мировой культуры.. 54
Глава 1. Миф как форма культуры.. 54
1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа. 54
2. Миф и магия. 56
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы.. 57
ЛИТЕРАТУРА.. 58
Глава 2. Кулътура Древнего Востока. 59
1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 59
1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. 59
1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока. 60
1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.. 62
1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе. 63
1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия. 64
ЛИТЕРАТУРА.. 70
Глава 3. История античной культуры.. 70
1. Характерные черты древнегреческой культуры.. 70
2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры.. 74
3. Художественная культура Древнего Рима. 77
ЛИТЕРАТУРА.. 80
Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры.. 80
1. Коренное отличие христианства от языческих верований. 81
2. Исторические предпосылки христианства. 81
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы.. 81
4. Почему христианство стало мировой религией. 83
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди. 83
5.1. Противоречие между Духом и миром. 83
5.2. Парадоксы христианской морали. 84
6. Значение христианства для развития европейской культуры.. 85
Литература. 85
Глава 5. Культура Западной Европы в средние века. 85
1. Периодизация средневековой культуры.. 86
2. Христианское сознание - основа средневекового менталитета. 87
3. Научная культура в средние века. 88
4. Художественная культура средневековой Европы.. 89
4.1. Романский стиль. 89
4.3. Средневековая музыка и театр. 91
5. «Духовные леса» культуры Нового времени. 93
ЛИТЕРАТУРА.. 93
Глава 6. Культура западноевропейского Возрождения. 93
1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения. 93
2. Отношение к античной и средневековой культуре. 95
3. Особенности художественной культуры Ренессанса. 96
3.1. Итальянское Возрождение. 97
3.2. Северное Возрождение. 98
ЛИТЕРАТУРА.. 98
Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение. 99
1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации. 99
2. Духовная революция Мартина Лютера. 100
3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза». 101
4. Свобода и разум в протестантской культуре. 101
ЛИТЕРАТУРА.. 103
Глава 8. Культура эпохи Просвещения. 103
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения. 103
2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. 104
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры.. 105
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. 106
ЛИТЕРАТУРА.. 108
Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 108
1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 108
2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 111
ЛИТЕРАТУРА.. 112
Глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.. 112
1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 112
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. 113
3. Попытки создания синтетических форм искусства. 119
4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века. 120
ЛИТЕРАТУРА.. 121
Раздел третий. Основные этапы развития культуры России. 121
Глава 1. Становление культуры России. 121
1. Языческая культура древних славян. 122
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры.. 123
3. Культура Киевской Руси. 125
ЛИТЕРАТУРА.. 127
Глава 2. Расцвет российской культуры.. 128
1. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.). 128
2. Культура императорской России (начало XVII - конец XIX века) 132
ЛИТЕРАТУРА.. 135
Глава 3. «Серебряный век» российской культуры.. 135
1. Особенности русской культуры на «стыке веков». 135
2. Художественная культура «серебряного века». 136
ЛИТЕРАТУРА.. 140
Глава 4. Советский период развития культуры России. 141
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. 141
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 142
4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России. 144
5. Советская культура 80-х годов XX века. 145
ЛИТЕРАТУРА.. 145
Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 146
1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146
2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия. 147
3. Возрождение религиозно-культовой культуры.. 148
4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 149
5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 150
ЛИТЕРАТУРА.. 151
Заключение. 151

Название: Культурология.

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.
Предназначено в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Основная направленность этой реформы состоит в его гуманизации. Гуманизация образования означает для нашей страны коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса. Во главу угла образования отныне должны ставиться интересы каждого конкретного человека, личности. Образовательные учреждения должны обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник школы мог стать самодеятельным субъектом общественной жизни. Такая ориентация означает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Иначе говоря, задача высшей школы - готовить не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам.
Значительную роль в реализации такой цели призвана сыграть гуманитаризация образования. Ключевую роль в гуманитарной подготовке студентов призвано сыграть освоение новой дисциплины - культурологии.
Разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в области культурологии ставят следующие основные задачи.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 6
Раздел первый. Сущность и предназначение культуры 7
Глава 1. Кулътура как предмет культурологии 7
1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека 7
1.1. Понятие символа. Символические формы культуры 8
1.2. Человек как творец и творение культуры 9
1.3. Диалог культур 9
1.4. Основные формы духовной культуры 10
2. Культурология как гуманитарная наука 11
2.1. Истоки культурологии как науки 11
2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур 11
ЛИТЕРАТУРА 12
Глава 2. Основные школы и концепции культурологии 12

1. Философия Гегеля как теория культуры 12
2. Философия культуры Освальда Шпенглера 14
3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева 17
3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры 17
3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества 17
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда 18
5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 20
5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы 20
5.2. Культура и проблема целостности человеческой души 21
6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби 22
7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк).25
ЛИТЕРАТУРА 26
Глава 3. Кулътура как система 26
1. Структурная целостность культуры 27
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек - системообразующий фактор в развитии культуры 27
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 28
2. Многомерность культуры как системы 31
2.1. Предназначение культуры 31
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека 32
2.3. Взаимоотношение культуры и общества 33
ЛИТЕРАТУРА 36
Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства 37
1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры 37
2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40
3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41
ЛИТЕРАТУРА 43
Глава 5. Массовая и элитарная культура 43
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 43
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры 44
3. Философские основы массовой культуры 45
ЛИТЕРАТУРА 48
Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49
1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии 49
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры 50
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций 52
ЛИТЕРАТУРА 54
Раздел второй. Развитие мировой культуры 54
Глава 1. Миф как форма культуры 54
1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа 54
2. Миф и магия 56
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 57
ЛИТЕРАТУРА 58
Глава 2. Кулътура Древнего Востока 59
1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока 59
1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур 59
1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока 60
1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры 62
1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе 63
1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия 64
ЛИТЕРАТУРА 70
Глава 3. История античной культуры 70
1. Характерные черты древнегреческой культуры 70
2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры 74
3. Художественная культура Древнего Рима 77
ЛИТЕРАТУРА 80
Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры 80
1. Коренное отличие христианства от языческих верований 81
2. Исторические предпосылки христианства 81
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы 81
4. Почему христианство стало мировой религией 83
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди 83
5.1. Противоречие между Духом и миром 83
5.2. Парадоксы христианской морали 84
6. Значение христианства для развития европейской культуры 85
Литература 85
Глава 5. Культура Западной Европы в средние века 85
1. Периодизация средневековой культуры 86
2. Христианское сознание - основа средневекового менталитета 87
3. Научная культура в средние века 88
4. Художественная культура средневековой Европы 89
4.1. Романский стиль 89
4.3. Средневековая музыка и театр. 91
5. «Духовные леса» культуры Нового времени 93
ЛИТЕРАТУРА 93
Глава 6. Культура западноевропейского Возрождения 93
1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения 93
2. Отношение к античной и средневековой культуре 95
3. Особенности художественной культуры Ренессанса 96
3.1. Итальянское Возрождение 97
3.2. Северное Возрождение 98
ЛИТЕРАТУРА 98
Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение 99
1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации 99
2. Духовная революция Мартина Лютера 100
3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза» 101
4. Свобода и разум в протестантской культуре 101
ЛИТЕРАТУРА 103
Глава 8. Культура эпохи Просвещения 103
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения 103
2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 104
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры 105
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей 106
ЛИТЕРАТУРА 108
Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 108
1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 108
2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 111
ЛИТЕРАТУРА 112
Глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм 112
1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 112
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма 113
3. Попытки создания синтетических форм искусства. 119
4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века 120
ЛИТЕРАТУРА 121
Раздел третий. Основные этапы развития культуры России 121
Глава 1. Становление культуры России 121
1. Языческая культура древних славян 122
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры 123
3. Культура Киевской Руси 125
ЛИТЕРАТУРА 127
Глава 2. Расцвет российской культуры.. 128
1. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.) 128
2. Культура императорской России (начало XVII - конец XIX века) 132
ЛИТЕРАТУРА.. 135
Глава 3. «Серебряный век» российской культуры 135
1. Особенности русской культуры на «стыке веков» 135
2. Художественная культура «серебряного века» 136
ЛИТЕРАТУРА 140
Глава 4. Советский период развития культуры России. 141
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре 141
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 142
4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России. 144
5. Советская культура 80-х годов XX века. 145
ЛИТЕРАТУРА 145
Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 146
1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146
2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия. 147
3. Возрождение религиозно-культовой культуры 148
4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 149
5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 150
ЛИТЕРАТУРА 151
Заключение 151

Культурология … Орфографический словарь-справочник

- (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание; др. греч. λόγος мысль как причина) совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит… … Википедия

Наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и об ве и изучающая культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеч. бытия. Хотя происхождение термина К. принято связывать с именем … Энциклопедия культурологии

культурология - КУЛЬТУРОЛОГИЯ (от лат. cultura возделывание, обрабатывание, почитание и греч. logos слово, понятие, учение) учение о культуре. Развернутое определение К. может быть дано, исходя из понимания культуры в ее антропном модусе «Человек в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. К., в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель К.… … Новейший философский словарь

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, и, жен. Наука о духовной культуре народа. | прил. культурологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Комплексная дисциплина, возникшая в 20 в. на стыке истории, философии, политологии, теории искусства, социологии, социальной психологии и др. наук о культуре и исследующая происхождение и сущность культуры, ее разновидности и типы, место человека … Философская энциклопедия

Культурологии, ж. Область знания, наука, теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 дансология (1) культурфилософия (1) … Словарь синонимов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - (культура + ...логия). Научная и учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность сведений о культуре изучаемого языка, необходимых для общения на этом языке, включаемая в учебный… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

И; ж. Научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества. * * * КУЛЬТУРОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. (см. КУЛЬТУРА) От… … Энциклопедический словарь


Под редакцией А.А. Радугина

х рестоматия по культурологии

Учебное пособие

Божий дар - красота;

и если прикинуть без лести,

То ведь придется признать: дар этот

есть не у всех,

Нужен уход красоте,

без него красота погибает,

Даже если лицом схожа Венере самой.

Овидий

Москва 1998

Издательство

УДК008(09)(075.8)

ББК 63.3(0-7)я73

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители:

Х91 Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А.

Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.

ISBN 5-88860-044-Х

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. В соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Без объявления

ISBN 5-88860-044-Х

ББК63.3(0-7)я73

© Радугин А. А., 1998

Предисловие

Раздел первый

^ СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Э. Дюркгейм 12

^ Основные школы и концепции культурологии

И.Г. Гердер 27

Г.В.Ф. Гегель 43

А. Шопенгауэр 49

Ф. Ницше 51

О. Шпенглер 58

Н.А. Бердяев 81

Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

^ З. Фрейд 104

Культура и коллективное бессознательное: концепция К.Г. Юнга

К.Г. Юнг 126

Й. Хейзинга 131

К. Леви-Строс 133

Ж. Деррида 137

Культура как система

Н.П. Огарев 144

Р. Белла 145

М.М. Бахтин 155

С. Норман 156

К.Д. Кавелин 161

Взаимоотношения

идеологической и

гуманистической

тенденции в художественной культуре

Н.Г. Чернышевский 203

Ж.П. Сартр 205

К. Маркс 206

Ф. Энгельс 206

В.С. Соловьев 207

С.Н. Булгаков 210

М.М. Бахтин 213

М. Хайдеггер 214

Раздел второй

^ РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Миф как форма культуры

А.Ф. Лосев 218

С.А. Токарев 219

А.А. Потебня 223

М. Мид 228

Д.Д. Фрэзер 232

Э. Кассирер 236

А. Белый 244

Культура Древнего Востока

Бхагавадгита 249

Махабхарата 250

Рамаяна 255

Типитака 258

Нирвана 259

Лао-Цзы 261

Конфуций 263

История античной культуры

Платон 266

Аристотель 276

Гораций 283

Христианство как духовный стержень

европейской культуры

Библия 288

М. Вебер 292

Культура Западной Европы

в средние века

Августин 305

Ценность как основополагающий принцип культуры

П.А. Сорокин 308

Р. Генон 311

Ле Гофф Ж. 319

Культура западноевропейского Возрождения

^ Гуманизм  ценностная основа культуры Возрождения

Л. Валла 335

Д. Пико Дела Мирандола 345

Д. Бруно 353

М. Монтень 355

Реформация

и ее культурно-историческое значение

^ М. Вебер 373

Культура эпохи Просвещения

Н. Буало 386

Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления

^ Н.А. Бердяев 404

Художественная культура ХХ века:

модернизм и постмодернизм

Технический манифест футуристической литературы 416

^ Первый манифест футуризма Ф.Т. Маринетти 421

Манифест сюрреализма 1924 год. Андре Бретон 426

Манифест дадаизма 446

Хаусман и другие 448

Манифест сюрреализма. Иван Голль 449

Ю. Хабермас 451

Ж.-Ф. Лиотар 467

Раздел третий

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Р оссии

Становление и развитие культуры России

С.М. Соловьев 472

П.Н. Милюков 480

Л. Шестов 487

Г.П. Федотов 488

В.И. Иванов 495

Д.С. Лихачев 498

В.В. Вейдле 505

Д.С. Лихачев 517

Н.А. Бердяев 521

И.А. Ильин 528

М. Горький 529

В.И. Ленин 546

"Серебряный век" русской культуры

В.Я. Брюсов 552

В.И. Иванов 558

Советский период развития культуры России

А.А. Жданов 556

^ А.Д. Сахаров 570

Предисловие

Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ключевая роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В соответствии с общеобразовательным стандартом  "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

Определенную помощь в освоении этих проблем способны оказать учебники и учебные пособия по культурологии. Однако глубокое постижение явлений культуры возможно только в результате ознакомления с первоисточниками  трудами мыслителей разных эпох, а также литературными памятниками мировой культуры. Познакомить читателя с основными трудами в области культурологии, дать почувствовать своеобразие культурологической мысли, ее особенности и многообразные формы одна из главных целей предлагаемого учебного пособия.

Решению этих задач и был подчинен отбор материала для книги. Составители стремились, чтобы представленный в данном издании материал представлял культурологический процесс целостно и всесторонне. Подбор фрагментов был нацелен на то, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих мыслителей и при этом были доступны для понимания широкой читательской аудитории. Структура учебного пособия соответствует программе курса "Культурология".

Раздел первый

СУЩНОСТЬ

^ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ

Культура как предмет культурологии

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

О разделении общественного труда.-М.: Наука,1991-С. 52 55

На первый взгляд нет ничего, по-видимому, легче, чем определить роль разделения труда. Разве действие его не известно всем и каждому? Поскольку оно увеличивает одновременно производительную силу и умение работника, оно составляет необходимое условие материального и интеллектуального развития общества, источник цивилизации. С другой стороны, так как цивилизации охотно приписывается абсолютная ценность, то даже не помышляют о том, чтобы искать другую функцию для разделения труда.

Что разделение труда действительно дает этот результат – этого невозможно и пытаться оспаривать. Но если бы оно не имело другого результата и не служило для чего-нибудь другого, то не было бы никакого основания приписывать ему моральный характер.

Действительно, услуги, оказываемые им таким образом, весьма далеки от моральной жизни или, по крайней мере, имеют к ней весьма косвенное и отдаленное отношение. Хотя теперь и принято отвечать на суровую критику Руссо дифирамбами обратного содержания, однако совсем не доказано, что цивилизация – нравственная вещь. Чтобы решить этот вопрос, нельзя обращаться к анализу понятий, которые неизбежно субъективны, но надо бы найти факт, пригодный для измерения уровня средней нравственности, и затем наблюдать, как он изменяется по мере прогресса цивилизации. К несчастью, у нас нет такой единицы измерения; зато у нас есть в отношении коллективной безнравственности. Действительно, среднее число самоубийств, преступлений всякого рода может служить для того, чтобы обозначить высоту безнравственности в данном обществе. Но если обратиться к опыту, то он мало говорит в пользу цивилизации, ибо число этих болезненных явлений, по-видимому, увеличивается по мере того, как прогрессирует наука, искусство и промышленность (См.: Alexander von Oettingen. Moralstatistik. Erlangen, 1882. параг. 37 etc.; Tarde. Criminalite comparee (P., F. Аlcan)/гл. II (О самоубийствах, см. ниже, кн. II, гл. 1, параг. II). Конечно, было бы несколько легкомысленно заключать отсюда, что цивилизация безнравственна, но можно, по

Крайней мере, быть уверенным, что если она оказывает на моральную жизнь положительное, благотворное влияние, то это влияние довольно слабо.

Впрочем, если проанализировать тот плохо определяемый комплекс, который называют цивилизацией, то можно обнаружить, что элементы, из которых он состоит, лишены всякого морального характера.

Особенно это верно для экономической деятельности, постоянно сопровождающей цивилизацию. Она не только не служит прогрессу нравственности, но преступления и самоубийства особенно многочисленны в больших промышленных центрах. Во всяком случае, очевидно, что она не представляет внешних признаков, по которым узнаются моральные факты. Мы заменили дилижансы железными дорогами, парусные суда – громадными пароходами, маленькие мастерские – мануфактурами; весь этот расцвет деятельности обычно рассматривается как полезный, но он не имеет ничего морально обязательного. Ремесленник, мелкий промышленник, которые сопротивляются этому всеобщему течению и упорно держатся за свои скромные предприятия, так же хорошо исполняют свой долг, как и крупный мануфактурист, покрывающий страну сетью заводов и соединяющий под своим началом целую армию рабочих. Моральное сознание нации не ошибается; оно предпочитает немного справедливости всем промышленным усовершенствованиям в мире. Конечно, промышленная деятельность имеет свое основание: она удовлетворяет известным потребностям, но эти потребности не морального порядка.

Еще с большим основанием можно сказать это об искусстве, которое абсолютно противостоит всему, что похоже на долг, так как оно – царство свободы. Оно – роскошь и украшение, иметь которые, может быть, и прекрасно, но приобретать их необязательно; то, что излишне, необязательно. Наоборот, нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества и не могут жить. Искусство отвечает нашей потребности расширять свою деятельность без цели, из удовольствия распространять ее, между тем как нравственность заставляет нас идти по определенной дороге к определенной цели; кто говорит «долг», тот говорит вместе с тем и «принуждение». Поэтому искусство, хотя и может быть одушевляемо моральными идеями или переплетаться с эволюцией собственно моральных явлений, не морально само по себе. Наблюдение, может быть, даже установит, что у индивидов, как и у обществ, неумеренное развитие эстетических наклонностей представляет серьезный симптом с точки зрения нравственности.

Из всех элементов цивилизации только наука при известных условиях носит нравственный характер. Действительно, общества все более стремятся признавать обязанностью индивида развитие

Своего ума путем усвоения установленных научных истин. В настоящее время существует некоторое количество знаний, которыми мы все должны обладать. Человек не обязан бросаться в грандиозную промышленную схватку или становиться художником; но всякий теперь обязан не быть невеждой. Эта обязанность дает себя знать так сильно, что в некоторых обществах она санкционирована не только общественным мнением, но и законом. Впрочем, можно увидеть, откуда берется эта характерная для науки привилегия. Дело в том, что наука есть не что иное, как сознание, доведенное до высшей степени своей ясности. Но для того, чтобы общества могли жить при теперешних условиях существования, необходимо, чтобы поле сознания, как индивидуального, так и общественного, расширилось и прояснилось. Действительно, среда, в которой они живут, становится все более сложной и, следовательно, более подвижной, поэтому, чтобы долго существовать, им надо часто изменяться. С другой стороны, чем темнее сознание, тем оно неподатливее для изменения, потому что оно не видит достаточно быстро ни того, что надо произвести изменения, ни того, в каком направлении производить их. Наоборот, просвещенное сознание умеет заранее найти способ к ним приспособиться. Вот почему необходимо, чтобы разум, руководимый наукой, принял более активное участие в ходе коллективной жизни.

Но наука, овладение которой теперь требуют от всякого, почти не заслуживает этого названия. Это не наука – это в лучшем случае наиболее общая и простая часть ее. Она сводится на самом деле к незначительному числу обязательных сведений, которые требуются от всех только потому, что они предназначены для всех. Настоящая наука бесконечно превосходит этот обыденный уровень: включает в себя не только то, чего стыдно не знать, но все то, что знать возможно. Она предполагает у занимающихся ею не только те средние способности, которыми обладают все люди, но и специальные склонности. Следовательно, будучи доступна только избранным, она не обязательна. Эта полезная и прекрасная вещь, но не необходимая в такой степени, чтобы общество ее повелительно требовало. Выгодно заручиться ею; но нет ничего безнравственного в том, чтобы ею не овладеть. Это – поле действия, открытое для инициативы всем, но на которое никого не принуждают ступить. Быть ученым так же необязательно, как художником. Итак наука, как и искусство, и промышленность, находятся вне нравственности («Существенная черта добра по сравнению с истиной – это быть обязательным. Истина сама по себе не имеет этого характера» (Janet. Morale, p.139).

Причина многих разногласий относительно нравственного характера цивилизации состоит в том, что очень часто моралисты не имеют объективного критерия для того, чтобы отличить моральные факты от тех, которые таковыми не являются. Обыкновенно моральным

Называют все то, что обладает благородством и ценностью, все, что является предметом каких-то возвышенных стремлений, – и только благодаря этому чрезмерному расширению значения слова удается ввести цивилизацию в область нравственности. Но область этики не так неопределенна; она охватывает все правила, которым подчинено поведение и с которыми связана санкция, но не более того. Следовательно цивилизация, поскольку в ней нет ничего, что содержало бы этот критерий нравственности, морально индифферентна. Поэтому, если бы разделение труда не создавало бы ничего другого, кроме самой возможности цивилизации, оно бы участвовало в формировании той же нравственности нейтральности...

С.225 - 227:

Конечно, есть много удовольствий, которые теперь нам доступны и которых не знают более простые существа. Но зато мы подвержены многим страданиям, от которых они избавлены, и нельзя быть уверенным, что баланс складывается в нашу пользу. Мысль, без сомнения, является источником радостей, которые могут быть весьма сильными; но в то же время сколько радостей нарушает она! На одну решенную задачу сколько поднятых и оставшихся без ответа вопросов! На одно разрешенное сомнение сколько смущающих нас тайн! Точно так же, если дикарь не знает удовольствий, доставляемых активной жизнью, то зато он не подвержен скуке, этому мучению культурных людей. Он предоставляет спокойно течь своей жизни, не испытывая постоянной потребности торопливо наполнять ее слишком короткие мгновения многочисленными и неотложными делами. Не будем забывать, кроме того, что для большинства людей труд является до сих пор наказанием и бременем.

Нам возразят, что у цивилизованных народов жизнь разнообразнее и что разнообразие необходимо для удовольствия. Но цивилизация вместе с большей подвижностью вносит и большее однообразие, ибо она навязала человеку монотонный, непрерывный труд. Дикарь переходит от одного занятия к другому сообразно побуждающим его потребностям и обстоятельствам; цивилизованный человек целиком отдается всегда одному и тому же занятию, которое представляет тем менее разнообразия, чем оно ограниченнее. Организация необходимо предполагает абсолютную регулярность в привычках, ибо изменение в способе функционирования органа не может иметь места, не затрагивая всего организма. С этой стороны наша жизнь оставляет меньше места для непредвиденного и в то же время, благодаря своей большей неустойчивости, она отнимает у наслаждения часть безопасности, в которой оно нуждается.

Правда, наша нервная система, став более тонкой, доступна слабым возбуждениям, не затрагивавшим наших предков, у которых она была весьма груба. Но в то же время многие возбуждения,

Бывшие прежде приятными, стали слишком сильными и, следовательно, болезненными для нас. Если мы чувствительны к большему количеству удовольствий, то так же обстоит дело и со страданиями. С другой стороны, если верно, что, как правило, страдание производит в организме большее потрясение, чем удовольствие(См. :Hartmann. Philosophic de 1"inconscient, П), что неприятное возбуждение доставляет нам больше страдания, чем приятное – наслаждения, то эта большая чувствительность могла бы скорее препятствовать счастью, чем благоприятствовать ему. Действительно, весьма утонченные нервные системы живут в страдании и в конце концов даже привязываются к нему. Не примечательно ли, что основной культ самых цивилизованных религий – это культ человеческого страдания? Несомненно, для продолжения жизни теперь, как и прежде, необходимо, чтобы в среднем удовольствия преобладали над страданиями. Но нельзя утверждать, что это преобладание стало значительней.

Наконец, и это особенно важно, не доказано, чтобы этот излишек вообще служил когда-нибудь мерой счастья. Конечно, в этих темных и еще плохо изученных вопросах ничего нельзя утверждать наверняка; представляется, однако, что счастье и сумма удовольствий – не одно и то же. Это – общее и постоянное состояние, сопровождающее регулярную деятельность всех наших органических и психических функций. Такие непрерывные виды деятельности, как дыхание или циркуляция крови, не доставляют положительных наслаждений; однако от них главным образом зависит наше хорошее расположение духа и настроение. Всякое удовольствие – своего рода кризис: оно рождается, длится какой-то момент и умирает; жизнь же, наоборот, непрерывна. То, что составляет ее основную прелесть, должно быть непрерывно, как и она. Удовольствие локально: это – аффект, ограниченный какой-нибудь точкой организма или сознания; жизнь не находится ни здесь, ни там: она повсюду. Наша привязанность к ней должна, значит, зависеть от столь же общей причины. Словом, счастье выражает не мгновенное состояние какой-нибудь частной функции, но здоровье физической и моральной жизни в целом. Поскольку удовольствие сопровождает нормальное осуществление перемежающихся функций, чем более места в жизни занимают эти функции. Но оно не счастье; даже уровень его оно может изменять только в ограниченных пределах, ибо оно зависит от мимолетных причин, счастье же – нечто постоянное. Для того чтобы локальные ощущения могли глубоко затронуть это основание нашей чувственной сферы, нужно, чтобы они повторялись с исключительной частотой и постоянством. Чаще всего, наоборот, удовольствие зависит от счастья: сообразно с тем, счастливы мы или нет, все улыбается нам или печалит на. Не зря было сказано, что мы носим наше счастье в самих себе.

Но если это так, то незачем задаваться вопросом, возрастает ли счастье с цивилизацией. Счастье – указатель состояния здоровья. Но здоровье какого-нибудь вида не полнее от того, что вид этот высшего типа. Здоровое млекопитающее не чувствует себя лучше, чем столь же здоровое одноклеточное. Так же должно быть и со счастьем. Оно не становится больше там, где деятельность богаче; оно одинаково повсюду, где она здорова. Самое простое и самое сложное существа наслаждаются одинаковым счастьем, если они одинаково реализуют свою природу. Нормальный дикарь может быть так же счастлив, как и нормальный цивилизованный человек...

(Документ)

  • (Документ)
  • Берестовская Д.С. Культурология (Документ)
  • Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б. Культурология (Документ)
  • Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология (Документ)
  • Кадыров А.М. Культурология. Мировая и отечественная культура (Документ)
  • Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций (Документ)
  • Маркова А.Н. Культурология Учебное пособие для вузов (Документ)
  • Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для ВУЗов (Документ)
  • n1.doc

    Культурология

    Учебное пособие

    Составитель и ответственный редактор проф. А. А. Радугин
    Москва

    2001 Издательство

    Предисловие 6

    Раздел первый. Сущность и предназначение культуры 6

    Глава 1. Кулътура как предмет культурологии 6

    1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека 7

    1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 8

    1.2. Человек как творец и творение культуры 8

    1.3. Диалог культур 9

    1.4. Основные формы духовной культуры 10

    2. Культурология как гуманитарная наука 11

    2.1. Истоки культурологии как науки 11

    2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур 11

    ЛИТЕРАТУРА 12

    Глава 2. Основные школы и концепции культурологии 12

    1. Философия Гегеля как теория культуры 12

    2. Философия культуры Освальда Шпенглера 15

    3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева 17

    3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. 18

    3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества 18

    4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда 19

    5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 21

    5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы 21

    5.2. Культура и проблема целостности человеческой души 22

    6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби 23

    7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 24

    8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 25

    9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 26

    ЛИТЕРАТУРА 27

    Глава 3. Кулътура как система 28

    1. Структурная целостность культуры 28

    1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек - системообразующий фактор в развитии культуры 28

    1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 30

    2. Многомерность культуры как системы 33

    2.1. Предназначение культуры 33

    2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека 34

    2.3. Взаимоотношение культуры и общества 36

    ЛИТЕРАТУРА 39

    Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства 39

    1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры 39

    2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 43

    3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 44

    ЛИТЕРАТУРА 46

    Глава 5. Массовая и элитарная культура 46

    1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 46

    2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры 48

    3. Философские основы массовой культуры 49

    ЛИТЕРАТУРА 53

    Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 53

    1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии 53

    2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры 54

    3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций 56

    ЛИТЕРАТУРА 59

    Раздел второй. Развитие мировой культуры 59

    Глава 1. Миф как форма культуры 59

    1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа 59

    2. Миф и магия 61

    3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 62

    ЛИТЕРАТУРА 64

    Глава 2. Кулътура Древнего Востока 64

    1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока 64

    1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур 65

    1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока 66

    1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры 67

    1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе 69

    1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия 71

    ЛИТЕРАТУРА 77

    Глава 3. История античной культуры 77

    1. Характерные черты древнегреческой культуры 77

    2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры 81

    3. Художественная культура Древнего Рима 85

    ЛИТЕРАТУРА 88

    Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры 88

    1. Коренное отличие христианства от языческих верований 89

    2. Исторические предпосылки христианства 89

    3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы 89

    4. Почему христианство стало мировой религией 91

    5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди 91

    5.1. Противоречие между Духом и миром 92

    5.2. Парадоксы христианской морали 92

    6. Значение христианства для развития европейской культуры 93

    Литература 94

    Глава 5. Кулътура Западной Европы в средние века 94

    1. Периодизация средневековой культуры 94

    2. Христианское сознание - основа средневекового менталитета 95

    3. Научная культура в средние века 96

    4. Художественная культура средневековой Европы 98

    4.1. Романский стиль 98

    4.3. Средневековая музыка и театр 101

    5. «Духовные леса» культуры Нового времени 102

    ЛИТЕРАТУРА 103

    Глава 6. Кулътура западно-европейского Возрождения 103

    1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения 103

    2. Отношение к античной и средневековой культуре 105

    3. Особенности художественной культуры Ренессанса 106

    3.1. Итальянское Возрождение 107

    3.2. Северное Возрождение 108

    ЛИТЕРАТУРА 109

    Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение 109

    1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации 109

    2. Духовная революция Мартина Лютера 110

    3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза» 111

    4. Свобода и разум в протестантской культуре 112

    ЛИТЕРАТУРА 113

    Глава 8. Кулътура эпохи Просвещения 114

    1. Основные доминанты культуры европейского просвещения 114

    2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 115

    3. Расцвет театральной и музыкальной культуры 116

    4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей 117

    ЛИТЕРАТУРА 120

    Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления 120

    1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 120

    2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса 123

    ЛИТЕРАТУРА 124

    Глава 10. Xудожественная культура XX века: модернизм и постмодернизм 124

    1. Мировоззренческие основания модернистского искусства 124

    2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма 125

    3. Попытки создания синтетических форм искусства 132

    4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века 133

    ЛИТЕРАТУРА 134

    Раздел третий. Основные этапы развития культуры России 134

    Глава 1. Становление культуры России 134

    1. Языческая культура древних славян 135

    2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры 137

    3. Культура Киевской Руси 138

    ЛИТЕРАТУРА 141

    Глава 2. Расцвет российской культуры 141

    1. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.) 141

    2. Культура императорской России (начало XVII - конец XIX века) 146

    ЛИТЕРАТУРА 150

    Глава 3. «Серебряный век» российской культуры 150

    1. Особенности русской культуры на «стыке веков» 150

    2. Художественная культура «серебряного века» 151

    ЛИТЕРАТУРА 156

    Uлава 4. Советский период развития культуры России 156

    1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре 157

    2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 157

    4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России 160

    5. Советская культура 80-х годов XX века 161

    ЛИТЕРАТУРА 162

    Глава 5. Охрана национального культурного наследия 162

    1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 162

    2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия 164

    3. Возрождение религиозно-культовой культуры 164

    4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России» 166

    5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России 167

    ЛИТЕРАТУРА 168

    Заключение 168

    Рецензенты: Титов С. Н.,

    Доктор философских наук,

    Профессор кафедры философии

    Воронежского государственного университета; кафедра истории и теории культуры Воронежского государственного педагогического университета

    На обложке: фрагмент картины художника Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства»

    Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

    ISBN 5-88860-046-6

    Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматрива­ется сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной куль­туры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

    Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, тех­никумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

    Без объявления ISBN 5-88860-046-6

    ББК 71.0.я73

    I A.A. Радугин, 200110 Предисловие

    Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

    12 глава 1. Культура как предмет культурологии

    1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

    2. Культурология как гуманитарная наука

    22 глава 2. Основные школы и концепции культурологии

    1. Философия Гегеля как теория культуры

    2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера

    3. Человек, творчество, культура

    В философии Бердяева

    4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

    5. Культура и коллективное бессознательное:

    Концепция К. Г. Юнга

    6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина

    В развитии культуры: концепция А. Тойнби

    7. Ценность как основополагающий принцип культуры

    (П. А. Сорокин)

    8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)

    9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X . Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

    50 глава 3. Культура как система

    1. Структурная целостность культуры

    2. Многомерность культуры как системы

    70 глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства

    1. Понятие культуры предприятий.

    Ценностный аспект организационной культуры

    2. Основные элементы и особенности функционирования

    Знаково-символической системы на предприятии

    3. Типология организационной культуры.

    Состояние организационной культуры

    На российских предприятиях

    83 глава 5. Массовая и элитарная культура

    1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

    2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры

    3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры

    94 глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре

    1. Понятия «идеология» и «гуманизм»

    В современной социальной философии и культурологии

    2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических

    Тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры

    3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций

    Раздел II. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    106 глава 1. Миф как форма культуры

    1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа

    2. Миф и магия

    3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы

    116 глава 2. Культура Древнего Востока

    1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

    2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока

    139 глава 3. История античной культуры

    1. Характерные черты древнегреческой культуры 2. Основные этапы развития эллинской

    Художественной культуры 3. Художественная культура Древнего Рима

    158 глава 4. Христианство как духовный стержень европейской культуры

    1. Коренное отличие христианства от языческих верований

    2. Исторические предпосылки христианства

    3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы

    4. Почему христианство стало мировой религией

    5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди

    6. Значение христианства для развития европейской культуры

    169 глава 5. Культура Западной Европы в средние века

    1. Периодизация средневековой культуры

    2. Христианское сознание -

    Основа средневекового менталитета

    3. Научная культура в средние века

    4. Художественная культура средневековой Европы

    5 «Духовные леса» культуры Нового времени

    185 глава 6. Культура западно-европейского Возрождения

    1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

    2. Отношение к античной и средневековой культуре 3. Особенности художественной культуры Ренессанса

    196 глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение

    1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации

    2. Духовная революция Мартина Лютера

    3. Духовные основы новой морали: труд как «мирская аскеза»

    4. Свобода и разум в протестантской культуре

    204 глава 8. Культура эпохи Просвещения

    1. Основные доминанты культуры европейского Просвещения

    2. Стилевые и жанровые особенности

    Искусства XVIII столетия 3. Расцвет театральной и музыкальной культуры

    4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей

    215 глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления

    1. Противоречие между человеком и машиной

    Как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры

    2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса

    223 глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм

    1. Мировоззренческие основания модернистского искусства

    2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма

    3. Попытки создания синтетических форм искусства

    4. Постмодернизм: углубление эстетических

    Экспериментов XX века

    Раздел III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

    242 глава 1. Становление культуры России

    1. Языческая культура древних славян

    2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры

    3. Культура Киевской Руси

    255 глава 2. Расцвет российской культуры

    1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)

    2. Культура императорской России (начало XVII - конец XIX века)

    271 глава 3. «Серебряный век» российской культуры

    1. Особенности русской культуры на «стыке веков»

    2. Художественная культура «серебряного века»

    282 глава 4. Советский период развития культуры России

    1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

    2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

    3. Тоталитаризм и культура (30-50-е годы)

    4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России

    5. Советская культура 80-х годов XX века

    292 глава 5. Охрана национального культурного наследия

    1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия

    3. Возрождение религиозно-культовой культуры

    4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»

    5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России

    303 Заключение