Расстройства половой идентификации у детей. Половая идентификация В каком возрасте происходит половая самоидентификация


Роль родителей в половой идентификации ребенка.

Семья образует интимный, приватный мир человека, это прикасающаяся непосредственно к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества и социально-психологическая ниша: ее отношения с обществом не лишены диалектических противоречий. Она может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом; способна украсить жизнь и искалечить ее.

В семье сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты. “Мой дом – моя крепость” - в нее нелегко заглянуть, а тем более разглядеть во всех мелких подробностях и управлять ею со стороны. Но семьи вне общества нет. Мы привыкли говорить, что какова семья – таково общество. Не менее справедливо утверждать, что каково общество – такова семья.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако, семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. “Для этой “экологической системы” характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени). Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную “экологическую нишу”, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции”.

Семья служит своего рода преломляющим восприятие фильтром на путях вхождения ребенка в психосексуальную культуру. Половое воспита­ ние в семье - система медико-педагогических мер по формированию у де­тей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Безусловно, эф­ фективность воспитания зависит от педагогической культуры родителей. Поэтому родители, осознавая свою ответственность, должны сами подго­ товиться, получить элементарные сведения по физиологии детей, чтобы всегда суметь ответить правильно и уверенно.

Основные заблуждения родителей по поводу полового воспитания:

    пол и связанные с ним вопросы являются той сферой, где все с те­ чением времени, с возрастом познается и осознается само собой. В вос­питании само собой ничто не происходит, тем более что именно от взрос­ лых зависит воспитанность подрастающего поколения в вопросах пола;

    половое воспитание следует начинать с подросткового возраста. Половое воспитание не следует отождествлять с половым просвещением по вопросам пола, большинство которых действительно лучше обсуждать в подростковом возрасте. Но половое развитие детей начинается на более ранних этапах, и разделяя заблуждение, родители упускают время и воз­ можность для правильного успешного решения важных задач полового воспитания.

Решающее значение в половом воспитании детей обычно связывает­ ся с матерью. Но, как отмечают Д.Н. Исаев и В.Е. Каган, важна именно се­мья, а не просто каждый из родителей как воспитатель. Вклад матери и от­ ца не определяется количественной меркой «больше-меньше», а сущест­ венно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

Ведь психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее чле­нами очень важены в половом воспитании . Такая атмосфера важна для становления личности ребенка не только в половом отношении. Во взаимоотношениях с родителями он приобретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности, пыта­ется соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, ут­ вердившимся в семье его родителей.

Дети очень чутко улавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой. Личный пример нравственности родителей стано­ вится одним из методов воспитания. Этот метод требует соблюдения ряда условий:

    родители обязаны создавать ситуации, в которых ребенок обратит внимание на их поведение;

    родители должны всегда поддерживать четкую связь между сво­им поведением и подходом к оценке поведения детей - снисходительность к себе и пристрастность к детям неизбежно создает в семье обстановку «двойной морали»;

    личный пример родителей должен быть частым, ясным и значи­ мым, т.е. ребенок должен понимать значение и последствия поступков.

Решающее значение в половой социализации в семье принадлежит отношениям между родителями, каждого из них и обоих вместе с ребен­ком. Особый канал здесь - сексуальное поведение. Даже самые сдержан­ные родители, так или иначе, демонстрируют своим поведением отноше­ ния мужчины и женщины и тем самым неизбежно влияют на психологиче­ ское и сексуальное развитие детей. Успешность влияний семьи существен­но зависит от степени согласованности их с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности - фемининности.

Взаимоотношения матери и отца становятся постепенно образцом для подражания, на основе которого у них формируются установки, поня­ тия о мужественности и женственности. Кроме того, они являются тем ос нованием, на котором чаше всего базируется у человека выбор его собст­ венного жизненного стиля.

И как отмечали Бозымбекова Д.Б, Кайролдаева А.Н. – действительными методами формирования женского и мужского стереотипа поведения у детей является пример - воздействие поступков и действий поведения взрослых на чувства, сознание и поведение ребенка. Известно, что примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия, что облегчает усвоение нравственных привычек и навыков народных традиций и обычаев. К тому же дошкольникам свойственна подражательность (во взаимоотношениях между взрослыми, их деятельности, перенос значения с одного предмета на другой, отношений взрослого с окружающими предметами и т.д.), эмоциональная отзывчивость, т.к. для них характерны недостаточный жизненный опыт, ограниченность знаний, конкретность мышления. Специфика и сила примера как метода формирования женского и мужского стереотипа поведения заключается в том, что использование его формируется в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных ситуациях.

Но чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).

В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе - мужественности и женственности, происходит наиболее успешно. Если у родителей отсутствуют должные установки мужественности и женствен­ ности и на фоне этого есть односторонние ожидания и претензии друг к другу, то в семье обостряются отношения, и она либо распадается, либо сохраняется за счет установления авторитарной власти одного (чаше мате­ри) и отказом другого (чаще отца) от установок на влияние. Отец тогда ли­ бо принимает роль матери и сам выступает по отношению к ребенку как вторая мать, либо передоверяет свою мужскую роль жене, отстраняется от воспитания и оказывается в роли второго ребенка, либо обязанности стро­ го разделяются и ему отводится только функция наказания. Иногда в такой семье наличие двух детей приводит к тому, что каждый из родителей име­ ет «своего» ребенка, и семья распадается на два нейтральных или враж­дебных лагеря.

При эмоционально сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем - отца девочки часто обнаруживают маскулинное поведение. Мальчики, воспитанные в таких условиях, впо следствии склонны к фемининному поведению. Нередко родители, желав шие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку как мальчика (или наоборот - мальчика как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственный его полу, стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию. Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему «сверхмужские» требования, постоянное несо­ ответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, не­ уверенности, пассивности, зависимости и как следствие - детский невроз и лечение в клинике.

Так же, продолжающаяся десятилетиями жизнь двух эмоционально разъединенных людей ради ребенка часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия. Нерешенные супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, влияют на ребенка посредством психологических механизмов.

Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей, особенно, если они скрыты от ребенка. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного человека переживались лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать. Новорожденный, не понимающий языка, ни значения выражения лица, тем не менее, улавливает состояние матери. Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придает им своеобразный смысл. Однако, часто он просто воспринимает, что, когда мама и папа такие, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое.

Ребенок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением”.

Даже не понимая, что он делает, ребенок “ощупью” находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения. Не всегда эти средства и способы, интуитивно или случайно найденные ребенком, достигают продолжительного эффекта. Часто за минутное избавление от напряжения ребенок платит большую цену. Однако он этого не понимает и не видит, как не видят и не понимают этого его родители…

Заметим, что, как правило, родители исходят из своих собственных переживаний, не учитывая переживаний ребенка, не понимают, что они могут оказать или оказывают негативное влияние на дальнейшее его развитие. Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких-либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды трех-семи лет и в период полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяет нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передается ребенку. Если родители ведут себя естественно, то ребенка до поры, как правило, не смущает его обнаженное тело.

Ребенок может задавать родителям вопросы о телесном различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей.

Обсуждение с детьми половых вопросов приводит к ряду благопри­ ятных последствий:

    правильное половое воспитание помогает детям научиться отно­ ситься ко всем органам своего тела без стыда или неловкости;

    правильное половое воспитание позволяет избежать нездорового любопытства к сексуальным вопросам;

    половое воспитание, полученное дома в обстановке уважения и до- верия, снижает и даже сводит на нет вредное воздействие информации, по­ черпнутой из других источников;

    половое воспитание укрепляет доверие детей к своим родителям;

    правильное половое воспитание помогает детям серьезно, и ответ­ ственно подойти в будущем к выбору супруга и относиться к половой жизни как к драгоценному дару природы.

Если родители осознают это, то им необходимо заметить, что не только они воспитывают ребенка, но и ребенок, в свою очередь, воспитывает их, и тогда родители смогут найти удовольствие и удовлетворение в этих взаимозависимых отношениях. Ведь, к сожалению, не существует универсальной “технологии” воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полным научным знанием о семье.

Сейчас традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С другой - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Согласно традиционному стереотипу - стандарту мужественности мужчина должен быть активным, сильным, уверенным, властным, эмоционально сдержанным, предприимчивым. От женщины ожидают мягкости, слабости, пассивности, зависимости, эмоциональности, подчиненности. Однако, эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, все более широкое участие женщины в общественном труде привели к угнетению женственных качеств и усилению у женщин мужественных, сильных сторон – деловитости, целеустремленности, воли. Рядом с такими мужественными женщинами изменились и мужчины, частично утратившие свои традиционные черты, но приобретшие способность в определенной мере делить с женщиной ее домашние заботы.

Это смешение половых ролей отражает реалии современного общества. Если раньше распределение ролей и набор желательных качеств мужчин и женщин были полярными, то в настоящее время все большую роль играют взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимодействие. Такое положение привело к гибкому распределению ролей и появлению более разнообразного набора качеств, что отнюдь не означает полного стирания граней между полами.

Материнство – вот единственная область, где женщина незаменима, и это главное ее предназначение в жизни. Основные добродетели женщины – нежность, заботливость, ласковость, трудолюбие. Мужской была и останется роль воина – защитника Родины, защитника жизни женщин и детей. В семейной жизни никогда не обесценится авторитет мужчины, основанный на уме, эрудиции, способности хладнокровно взвесить обстоятельства и принять решение в трудной ситуации. В воспитании детей он определяет “генеральную линию”, так как меньше, чем мать поддается колебаниям чувств и смене настроений, более беспристрастен и требователен. Если женщина эмоциональный лидер в семье, то мужчина – волевой. Он уверен в себе, и это обеспечивается ответственностью во всех делах, самостоятельностью в жизни, умением взять на себя трудности. Он закален, у него умелые руки, способные справиться с любым делом.

Считается, что отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка, и, следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя и в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково важны для формирования половой идентичности у ребенка того же пола.

Особое значение имеет ошибочная родительская тактика в отношении половых качеств своих детей. Малмквист , останавливаясь на ошибках отца в отношении к дочери, указывает на вредность для развития половой идентификации как поощрения мальчишеского поведения в дочерях, так и “открыто обольстительного” поведения. Оптимальным является, если отец, начиная с дошкольного возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине.

Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке ее женственные черты, а в мальчике – мужественность.

Эмоциональные отношения между ребенком и отцом – результата частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное – отношения между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью.

Для отца ребенок обычно представляет довольно большую психическую нагрузку: ночью от него плач, беспокойство, днем и вечером из-за младенца того и гляди, лишишься любимой спортивной передачи, смотреть которую было его священным правом. Иногда муж с трудом может смириться с тем, что он больше не центр внимания, вокруг которого вращается вся жизнь семьи.

У каждого отца есть, разумеется, любопытство, интерес к малышу, и здесь жене необходимо умело это использовать, поручая ему все более сложные и ответственные дела.

О том, чем отличается материнское и отцовское воздействие на детей, интересно и тонко написал писатель Симон Соловейчик. “Материнское отношение, - говорит он, - означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты. При таком сочетании ребенок чувствует, что он нужен, что он любим, хорош и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше”.

Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается отношений, любви. Отцовская критика – просто критика, материнская – отказ в любви (так кажется ребенку). Если отец отвернется – проживу, если мать – пропал.

Со стороны отца нужна сексуальная ориентация, пусть он покупает сыну игрушечные машины, пистолеты, приглашает помогать во дворе, гараже, а дочери покупает куклы и делает ей комплименты по поводу нового платья или приготовленного блюда. Правильно ориентировать девочку – это значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду прививать женские навыки, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, а также развивать такие качества, как мягкость, справедливость (к ней особенно чувствительны девочки), восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому: помочь накрыть стол к приходу гостей, помыть посуду, испечь пироги. С удовольствием девочки приобщаются к шитью, вышиванию, учатся вязать. Не остается без внимания внешний вид детей, аккуратность прически, ведь, если люди опрятно одеты, с ними приятно общаться.

Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны.

В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, заласкивание. В таких случаях мальчик, как правило, вырастает безвольным, пассивным, зависимым.

Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, где ребенок мог бы проявить себя как представитель “сильного” пола, приучался бы брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. Так, следует приучать мальчиков уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку, тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: “Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!” воспримутся сыном как настоящая награда.

Необходимо уделять особое внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.

Достаточно часто встречаются и особые случаи, когда родители, мечтавшие о рождении сына и получившие желаемое, в данном случае отец, посчитали мальчика развивающимся недостаточно маскулинным. Он начал усиленно тренировать сына, заставляя лазать его по деревьям, драться и выполнять то, что отец считал подходящим для своего мальчугана, таким образом постоянно подчеркивая его недостаток. А такие сверхмаскулинные требования и трудности общения с отцом могут оказаться мальчику не по силам и привести к невротическому срыву.

Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими все то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к детям и самим родителям, как воспитателям.

Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта), он не сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе.

Сыновьям властных матерей – семейных лидеров – грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребенка трех-четырех лет, то есть блокирую проявление формирующегося “Я”, в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми. В личном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской половой роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения считать грубость, агрессивность, жестокость. Словом то, с чем нередко встречаются на улице и, как ни печально, в кино. У таких детей труднее развить способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением.

Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребенка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!

Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата – ребенка. Дело в том, что он не умеет читать мыслей и чувств родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.

Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Но и случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.

То есть “появляющийся на свет человеческий индивид имеет от природы достаточный диапазон задатков и возможностей, чтобы стать личностью, приобрести определенную социальную ценность. Однако в действительности, как мы знаем, это происходит далеко не всегда одинаково успешно. Возможно, как раз, одна из причин состоит в том, что первоначальная жизненная школа, условия, в которых начинается освоение мира и поиск своего места в нем, столь неоднозначны”.

Обобщая все сказанное выше, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь, как чувство, не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. И если взрослый вдруг захочет понять другого, ему непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания.

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей, Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь матери и отца помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Мама, я хочу быть девочкой! – заявил мне сын в три с половиной года.Почему? – поинтересовалась я…

Девочкой быть лучше, – ответил он. Но так и не смог объяснить, почему.

С такой или подобной ситуацией сталкиваются многие родители. Сын хочет носить платьице, красить губы, а дочка играет в машинки, изображает пирата или дерется. Часто такое поведение пугает родителей, кажется ненормальным. Сейчас общество более терпимо относится к гомосексуализму, чем скажем 10-20 лет назад, но все-таки в России это явление пока не считается нормальным, и большинство родителей хотели бы чтобы их ребенок был ориентирован на гетеросексуальные отношения (с противоположным полом).

Поэтому, когда девочка или мальчик проявляют поведение, не свойственное представителям своего пола, родители бывают удивлены и насторожены.Осознание своей принадлежности к тому или другому полу происходит у ребенка в дошкольном возрасте. К полутора годам он интуитивно определяет свой пол, к трем-четырем – осознанно отличает мужчин от женщин, но еще допускает, что со временем пол может измениться. К 6-7 годам ребенок уже окончательно осознает, что половая принадлежность – это навсегда, и начинает активно проявлять и примерять мужской и женский стили поведения, игры, занятия и т.д.

Существуют разные теории половой социализации у детей. Одна из них берет начало в психоанализе. Фрейд выделял три стадии развития индивида: оральная (примерно до 1,5 лет, познание мира и получение удовольствия идет через рот), анальная (приучение к горшку , контроль над своим телом, 2-3 года), и фаллическая (ок. 4 лет). На фаллической стадии у мальчиков проявляется Эдипов комплекс, а у девочек – комплекс Электры. Это влечение к родителю противоположного пола и ревность – к своего. Разрешение Эдипова комплекса происходит через преодоление мальчиком влечения к матери, когда он начинает идентифицировать себя с отцом и перенимает от него доминантную модель поведения. Девочки же, напротив, подавляют в себе активность, идентифицируют себя с матерью.

В процессе половой самоидентификации ребенок получает подкрепление своей половой роли : у мальчиков поощряется мужское поведение, у девочек – женское. В первую очередь это происходит в семье. Поэтому учитесь сами соответствовать своему полу. В социуме есть представления о «правильном» половом поведении:

  • Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности.
  • Женщине же, напротив, свойственно быть пассивной, нерешительной, идущей на компромисс, эмоциональной и социально уравновешенной.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша дочь вышла замуж не за «тюфяка» и «тряпку», то прививайте ей с детства понимание, что она – будущая женщина.

Если вы хотите, чтоб с вашим взрослым сыном рядом была заботливая, мягкая, душевная женщина, а не мужик в юбке – воспитывайте его мужчиной: поощряйте активность, не пытайтесь сделать его тихим и покладистым, пусть у него всегда будет свое мнение.

Еще одно важное замечание:

Иногда бывает, что ребенок рождается не того пола, о котором мечтали родители. И они бывают разочарованы, не принимают ребенка, либо пытаются воспитать его в противоположность природе: стараются из мальчика «сделать» девочку и наоборот.

Если у вас случилось именно так, то, пожалуйста, не пытайтесь переделать природу, иначе ваш ребенок будет на протяжении всей жизни ощущать внутренние противоречия и у него будут дополнительные сложности с поиском своего места в жизни.

Расстройство половой идентификации у детей (ранее транссексуализм) – психосексуальное отклонение, проявляющееся в неприятии ребенком своего биологического пола. Ребенок часто выказывает желание принадлежать к противоположному полу или убежден, что он принадлежит к нему. Он недоволен полом, своими анатомическими особенностями и гендерными ролями, принятыми в обществе.

Расстройство развивается в возрасте 3-5 лет, реже в младших классах школы, но всегда до подросткового возраста. Для него характерно устойчивость симптомов – то есть ребенок ведет себя как представитель противоположного пола ежедневно на протяжении нескольких месяцев или лет.

Точной статистики данного отклонения нет, поскольку не все родители обращаются к специалисту при появлении симптомов. Исследование, проведенное в скандинавских странах, выявило, что частота данного отклонения составляет 1:11 000 среди мальчиков и 1:30 000 среди девочек. Как видно, мальчикам данный диагноз ставят в 3 раза чаще, чем девочкам. Однако такое соотношение объясняется не только особенностью мужской психики, а лояльным отношением родителей и общества к тому, что девочка ведет себя «по-мужски».

В современной психиатрии ведутся споры можно ли считать расстройство половой идентификации психическим расстройством. Согласно медицинским критериям, психическое расстройство причиняет душевное страдание самому пациенту или нарушает его возможности приспосабливаться к действительности. Данное состояние не подходит под эти критерии. Поскольку страдания возникают только в том случае, если окружающие пытаются переубедить ребенка относительно его убеждений, касающихся пола. В остальном его умственное и физическое развитие не отличается от других детей. В связи с этим в некоторых европейских странах таких людей называют средним полом, а их права закрепили на законодательном уровне.

Причины

Вероятной причиной расстройства половой идентификации считаются гормональные отклонения у матери во время беременности. Так болезни надпочечников могут вызвать нарушение уровня тестостерона, что сказывается на развитии плода. Однако последние исследования подтверждают, что одну их ведущих ролей играют психологические факторы.

Органические причины:

  • патология височных долей мозга;
  • дефицит или избыток тестостерона;
  • эпилепсия;
  • шизофрения (однако, в этом случае проявляются и другие симптомы, характерные для данного заболевания: паранойя, бред, галлюцинации).

Психологические причины:

  • Жестокое обращение с ребенком. После пережитого насилия у ребенка может укорениться мысль, что родители обращались бы с ним лучше, если б он был другого пола.
  • Недостаток внимания со стороны родителей . Переодевание в одежду другого пола и демонстративное поведение могут быть попыткой привлечь к себе внимание, вызвать у родителей сильные эмоции. Такая манера обращать на себя внимание может проявляться у эгоцентричных требовательных детей.
  • Воспитание в неполной семье. Для формирования половой идентификации ребенок должен видеть модель поведения представителя своего пола. Для мальчиков это может быть отец, дед, или другой мужчина из его окружения. Отсутствие положительного примера своего пола, с которым бы ребенок мог себя идентифицировать может нарушить половую идентификацию.
  • Сложные взаимоотношения между родителями. Например, ребенок регулярно становится свидетелем семейных конфликтов и видит, как унижают родителя одного с ним пола. В этом случае у него может сформироваться установка, что противоположный пол лучше и сильнее.
  • Чрезмерная привязанность к родителю противоположного пола. Сильная любовь и привязанность вызывает у ребенка желание во всем походить на объект обожания и подражать даже в мелочах.
  • Неудовлетворенность полом ребенка. Например, такое случается в семьях, где родители хотели мальчика, а родилась девочка. Один или оба родителя не стесняются об этом заявлять и стремятся воспитывать ее как сына. Покупают одежду и игрушки для мальчиков, воспитывают в ней мужские качества.
  • Безразличие родителей к проявлению ребенком черт, противоположных для данного пола. В некоторых семьях такая манера поведения даже поощряется. Например, родителям нравится, что девочка растет сорванцом, или воспринимают переодевание мальчика, как смешную шутку.
  • Подчеркивание в ребенке черт, характерных для противоположного пола. Например, родители часто восхищаются миловидностью мальчика, чрезмерно ухаживают за его внешностью, принимают участие в детских конкурсах красоты. Для девочки вредна подготовка к силовым видам спорта, где необходимо проявлять силу, выносливость.

Следует отметить, что в связи с тем, что такое расстройство встречается редко, оно еще недостаточно изучено. Поэтому точную причину его развития удается установить редко.

Симптомы

При расстройстве половой идентификации ребенок чувствует, что родился в теле не того пола. Например, ребенок чувствует себя девочкой, но все говорят ему противоположное. Это вызывает у него недоумение, а затем протест или депрессию.

Родители могут определить расстройство по особенностям в поведении ребенка.

У мальчиков:


  • Проявляют сильное желание походить на девочку, маму, сестру. Они надевают женскую одежду или симулируют женские наряды с помощью подручных средств.
  • Не принимают свои половые органы, считая их отвратительными. Утверждают, что с возрастом те исчезнут.
  • Выказывают сожаление, что не родились девочками.
  • Убеждают окружающих в своей принадлежности к женскому полу – «когда вырасту – буду женщиной».
  • Предпочитает общество девочек и женщин, даже если есть мальчики-сверстники.
  • Стараются подражать девочкам, перенимают их манеру поведения;
  • Выбирают игры, характерные для девочек: дочки-матери, принцессы, ведьмы. При этом отвергают типично мальчиковые игры и игрушки.
  • В характере доминируют деликатность, чувствительность, мягкость.
  • В школьном возрасте отсутствует половой интерес к противоположному полу, не возникает детская влюбленность. Все девочки воспринимаются только как подруги по играм или соперницы.

У девочек:

  • Выказывают чувство дискомфорта от необходимости жить в теле девочки. В подростковом возрасте стремятся избежать изменений, происходящих с телом – перематывают грудь, худеют, чтоб не появлялось округлости в области бедер и живота.
  • Утверждают, что у них есть или будет пенис и вторичные признаки мужского пола.
  • Утверждают, что они относятся к мужскому полу или когда вырастут, станут мужчинами.
  • Проявляют сильную привязанность к отцу, перенимают его манеру вести себя, стараются ему подражать.
  • Предпочитают компанию мальчиков даже при наличии девочек-сверстниц.
  • Отказывается мочиться в сидячем положении;
  • Предпочитает спорт и активные игры. Не любят играть в игры типичные для девочек.
  • Одеваются в мальчиковую одежду, никогда не надевают юбки или платья.
  • Не выказывают полового интереса к противоположному полу в школьном возрасте.

И девочки, и мальчики с подобными нарушениями не страдают от своих убеждений и не воспринимают свое состояние, как болезнь или отклонение. Проблемы возникают только в том случае, если окружающие показывают негативную реакцию на их поведение. В связи с этим большее давление испытывают мальчики, поскольку мужественное поведение девочек считается более социально приемлемым.

Необходимо отметить, что у дошкольников единичные или изредка появляющиеся симптомы, описанные выше, не могут свидетельствовать о расстройстве. Полоролевому поведению дети учатся на протяжении первых лет своей жизни. В этот период они обязательно совершают поступки, присущие противоположному полу. Во время игры дети младшего возраста часто не обращают внимания на гендерные стереотипы, поскольку им присуще желание опробовать новые роли.

Не является признаками расстройства половой идентификации

  • Желание принадлежать к противоположному полу, которое связано с конкретными привилегиями. Например: «Я хочу быть девочкой, их все жалеют и защищают» или «Я хочу быть мальчиком, им можно лазать по деревьям и гулять допоздна».
  • Ребенок соглашается принимать участие в играх, характерных для другого пола, навязанных сверстниками. Он стремиться общаться и стать частью компании.
  • Во время игры может надеть одежду противоположного пола. Пристрастие к ярким красивым вещам характерно для детей обоих полов. Достаточно мягко объяснить ребенку, что так делать не нужно и предложить ему что-то взамен.

Также к расстройству половой идентификации не относятся случаи, связанные с генетическими аномалиями, когда у ребенка присутствуют признаки обоих полов.

Диагностика

Диагноз «расстройство половой идентификации у детей» согласно критериям МКБ-10 ставится в том случае, если у ребенка, не достигшего полового созревания, более 6-ти месяцев устойчиво проявляются отклонения в полоролевом поведении.

У мальчиков:

  • Дискомфорт, вызванный принадлежностью к мужскому полу.
  • Сильное желание быть девочкой.
  • Частые заявления о принадлежности к женскому полу.
  • Один из двух симптомов:
  • женская модель поведения, ношение женской одежды, активное участие в играх и увлечениях девочек, при одновременном отвержении общества, игрушек и игр мальчиков;
  • отвержение своих половых органов: отвращение к ним, желание, чтобы их не было, высказывания, что, несмотря на их наличие, вырастет женщиной.

У девочек:


  • Дискомфорт, вызванный принадлежностью к женскому полу.
  • Высказывания о том, что лучше было бы родиться мальчиком (не связанные с социокультурным превосходством мальчиков).
  • Утверждения о том, что она принадлежит к мужскому полу или станет мужчиной, когда вырастет.
  • Один из двух симптомов:
  • отвращение к женской одежде, устойчивое желание носить мужские вещи и аксессуары;
  • отвержение женских половых признаков, нежелание роста груди, менструаций, утверждения, что у нее имеется (или появится в будущем) мужской половой член.

Лечение

Лечение расстройства половой идентификации заключается в психотерапии. Медикаментозное лечение назначают редко. Гормональные лекарственные препараты не применяются, поскольку у детей это состояние не связано с нарушениями в работе эндокринных желез. В том случае, если расстройство вызвано эпилепсией, то назначают антикольвульсанты.

В странах ЕС и США стандарты медицины позволяют назначать детям гормональное лечение для торможения развития вторичных половых признаков и формирования у них «желаемого» пола. В странах СНГ это не практикуется, поскольку считается, что в подростковом возрасте значительная часть детей избавляется от расстройства под влиянием гормональных изменений.

Психотерапия

Психотерапия детей младшего и среднего школьного возраста проводится с их согласия. К лечению приступают в том случае, если ребенок сам выказывает желание избавиться от расстройства. Если он против, то ограничиваются разъяснениями в рамках рациональной психотерапии.

В любом случае работа психиатра и психолога будет также направлена на решение сопутствующих проблем. Например, проводят тренинги, помогающие ребенку достичь эмоциональной стабильности, направленные на уменьшение чувства подавленности, тревожности, развитие навыков общения и устранение конфликтов со сверстниками.

  1. Рациональная психотерапия

Это направление опирается на переубеждение и перевоспитание. На индивидуальных занятиях психотерапевт в доступной для ребенка форме рассказывает о различиях полов и их значении, роли мужчин и женщин в обществе. Особенное внимание он уделяет преимуществам и возможностям, которые дает и даст в будущем натуральный пол ребенка. Ребенка учат, какие поступки считаются правильными для его пола и возраста, а каких действий следует избегать и почему.

  1. Когнитивная психотерапия

Работа психотерапевта направлена на изменение мыслей ребенка, касающихся своего тела и пола. У ребенка формируют правильное понятие о собственном теле, значении всех его органов, о важности и привилегиях его натурального пола. Половое просвещение, проведенное в доступной и интересной ребенку форме, оказывает сильное влияние на его идентификацию. И чем младше ребенок, тем сильнее влияние психотерапевта, поскольку в дошкольном возрасте убеждения определяют его поведение.

  1. Игровая психотерапия

Во время игры моделируются ситуации, в которых ребенок должен вести себя соответственно своему натуральному полу, проявив при этом все лучшие качества, присущие представителям этого пола. Например, игра «Супермен спасает планету» или «Принцесса в волшебном саду».


  1. Семейная психотерапия

На консультациях решается вопрос, как вести себя с ребенком, принимать его позицию или переубеждать его, информировать ли окружающих о расстройстве. Также родителей учат справляться с тревогой или неприятием, вызванными особенностями поведения ребенка. Им объясняют, как необходимо скорректировать свое поведение и стиль взаимоотношений в семье, чтобы изменить отношение ребенка к своему полу.

  1. Гипнотерапия

Лечение расстройства гипнозом должен проводить психотерапевт, имеющий соответствующую подготовку. Как правило, на сеансах присутствуют и родители. Ребенку, находящемуся в состоянии гипнотического сна, проводят гипнотическое внушение. Оно может иметь вид коротких понятных формул: «Мне нравится, что я мальчик. Я принимаю свое тело». Внушение может быть в виде специально составленных сказок, суть которых убедить ребенка в том, что ему комфортно в его теле.

Психиатры установили закономерность, что чем младше ребенок, тем успешнее лечение. В связи с этим родителям рекомендуют не игнорировать признаки расстройства, а поправлять ребенка при отрицании его натурального пола, активно заниматься профилактикой расстройства в домашних условиях. Если симптомы постоянно проявляются более 6-ти месяцев, то необходимо обратиться к детскому психиатру.

Возможные последствия

У детей и подростков с данным расстройством очень часто возникают проблемы в поведении и эмоциональной сфере. Они вызваны тем, что ребенок страдает от несоответствия пола, с которым он родился, и его представлениями о себе. Проблемы значительно усугубляются из-за давления сверстников и взрослых, высмеивания или физической агрессии.

Самым распространенным последствием является депрессия. У детей она может проявляться отказом от еды и других занятий, ранее вызывавших интерес, плаксивостью, раздражительностью, негативизмом, замкнутостью, бессонницей , ночными кошмарами.

Среди тех, у кого расстройство сохранилось во взрослом возрасте, в 14% случаев формируется склонность к гомосексуализму.

Отсутствие поддержки, постоянные упреки родителей и буллинг сверстников могут привести к попыткам суицида.

Профилактика

Профилактикой расстройства половой идентификации должны заниматься родители с первых лет жизни ребенка. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка принимать свое тело и свой пол естественно и спокойно.

  • Положительный пример поведения своего пола. Мальчик должен знать, как ведут себя мужчины. Хорошо, если такую модель поведения демонстрирует отец. Даже если родители в разводе мать должна одобрительно отзываться о нем, ставить в пример его поступки. В неполных семьях пример для подражания также может быть выбран среди знакомых или персонажей.
  • Теплые взаимоотношения между родителями. Когда ребенок видит восхищение или одобрение к родителю одного с ним пола, у него формируется установка «Хорошо быть мальчиком, как папа. Мама его хвалит».
  • Уход за своим телом. Желательно, чтобы пример подавал родитель, одного пола с ребенком. Уход включает не только гигиену, но и физические упражнения, выбор одежды и др.
  • Откровенные и спокойные разговоры с ребенком на любую тему, в том числе о взаимоотношении полов и продолжении рода. «Запрещенные» темы и формирование ложного стыда в вопросах пола могут способствовать развитию расстройства.
  • Объяснять ребенку, какое поведение считается неприемлемым для его пола . Если родители заметили поведение, не соответствующее полу ребенка, то на это необходимо указать: «Мальчики ведут себя по-другому. Ты же мальчик!».
  • Переключение внимания ребенка в том случае, если игры не соответствуют половой роли. Отвлечение на что-то интересное намного эффективнее, чем жесткий запрет.
  • Знакомство со своим телом. Начиная с двухлетнего возраста, дети при каждом раздевании и купании изучают свое тело, в том числе и половые органы, задавая при этом вопросы. Родители должны спокойно и доброжелательно отвечать на эти вопросы, а не стыдить ребенка. Реакция «Не трогай! Не смотри! Не спрашивай!», особенно от родителя противоположного пола приводит к тому, что ребенок воспринимает свои половые органы, как нечто отвратительное, что в дальнейшем может привести к расстройству половой идентификации.

В заключение, хотим успокоить родителей. Исследование, проведенное австралийскими учеными в 1995 году, установило, что у большинства детей к отрочеству или юности данное расстройство проходит самостоятельно и лишь немногие сталкиваются с его проявлениями во взрослом возрасте. Это также доказывается фактом, что среди опрошенных взрослых трансвеститов и трансгендеров редко встречаются тех, кто имел расстройство половой идентификации в детском возрасте.

Когда маленький ребенок рождается, он еще не осознает своего «Я» и того, к какому полу он принадлежит. Но уже в роддоме его гендерную принадлежность обозначают традиционным способом – розовой или голубой ленточкой вокруг конверта, в котором ребенка впервые «представят обществу». Этот первый выход «в свет» человек не помнит, но уже в младенческом возрасте его приучают осознавать себя мальчиком или девочкой.

Одной из слагаемых личностной идентичности является половая идентичность. Половая или сексуальная идентичность – это осознание личностью своей сексуальной принадлежности. Человек осознает особенности своего пола, которые можно описать как:

  • физиологические особенности (особенности телосложения, половых органов),
  • психологические (качества и черты, которые присущи мужчинам/женщинам и другие психологические особенности),
  • социальные (социальные роли и паттерны поведения).

Если в семье социальные роли и поведение родителей являются традиционными, мальчик/девочка автоматически, неосознанно, идентифицирует себя с папой/мамой, то есть с представителем своего пола. В таком случае психосексуальное развитие малыша проходит благополучно.

На то кем будет осознавать себя малыш, влияют и многие другие факторы (генетические, психологические и социальные). Иногда человек может идентифицировать себя с другим полом или иметь неопределенную гендерную идентичность. В таком случае биологический пол не совпадает с полом, к которому человек относит себя сам.

Этапы формированию сексуальной идентичности

Сексуальная идентичность формируется в три этапа:

  1. От рождения до двух лет . К какому полу будет относить себя человек, зависит, прежде всего, от того как к ребенку будут обращаться взрослые. В период от рождения до трех лет ребенок еще не осознает своего «Я», он называет себя так, как называют его родители, в том числе он знает, что он мальчик или девочка, но это еще не самосознание.
  2. От двух до четырех лет . Осознание себя как мальчиком или девочкой наступает примерно в три года. Ребенок начинает замечать, что люди делятся на мужчин и женщин, у него возникает потребность понять, к какому из этих полов принадлежит он. В этом возрасте формируется Я-концепция человека и отношение к себе как к мальчику или девочке. Но критерием для такого осознания выступает обычно одежда, поведение и другие, социально обусловленные особенности полов. Ребенок знает, что человек с бородой всегда мужчина, а человек в юбке – женщина.
  3. От четырех до семи лет. Это чудесный возраст, в котором ведущая и формирующая психические новообразования деятельность – ролевая игра. Ребенок не просто осознает себя маленьким мужчиной или женщиной, он примеряет на себя социальные роли своего пола.

Все девочки становятся «мамами» и нянчатся с куклами, которые производители игрушек научились делать максимально реалистичными, очень похожими на младенцев. Для мальчиков в магазинах игрушек можно выбрать строительные инструменты вроде перфоратора или болгарки, которые с первого взгляда и не отличишь от настоящих инструментов.

Особенностью современного мира является универсальная свобода в выборе быть тем, кем захочешь, в том числе, выбирать к какому полу себя относить и кем являться. Раньше роли мужчин и женщин четко определялись и ограничивались социальными устоями и самим устройством общества. Мужчина-добытчик, женщина-хранительница домашнего очага. Равноправие полов, феминизм и научный прогресс, подтолкнули мир к смене представлений о ролях мужчин и женщин.

Может быть, поэтому сегодня в детских отделах супермаркетов можно встретить игрушки, которые ломают стереотипы: кукла-пупсик в одежде розового цвета ассоциируется с куклой-девочкой, но имеет мужские гениталии, а кукла-пупсик в одежде голубого цвета – женские…

Не трудно ли будет малышу сориентироваться в столь неоднозначном мире?

  1. Доступным и понятным языком объяснить ребенку, чем отличаются мальчики от девочек.
  2. Сопровождать малыша в его познании окружающего мира, отвечать на все вопросы о сексе в мягкой, не травмирующей детскую психику, форме.
  3. Спокойно реагировать на проявления детской сексуальности, интереса к своим гениталиям.
  4. Подавать пример правильного социально-ролевого поведения.

Ответственность за детей несут родители. То, кем станет ребенок, во многом зависит от воспитания!

Малафеева Екатерина Николаевна

Никитина Анна Андреевна

студенты 4 курса, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

Смирнова Светлана Андреевна

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

На современном этапе развития общества проблема формирования полоролевой идентификации всё больше волнует отечественных и зарубежных исследователей. Это связано с изменением ролевых стереотипов, перераспределения ролей и функций между полами.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентификации на разных этапах онтогенеза (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентификации в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У. Липпман, Ш. Берн и др.

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично.

В настоящее время одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребёнка с учётом будущей полоролевой идентичности. Формирование полоролевой идентичности предполагает знание особенностей развития половой идентификации у детей на определённом этапе онтогенеза.

Прежде всего, следует познакомиться с понятием половозрастной идентификации.

Половозрастная идентификация - отождествления себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой .

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трём годам, в процессе того, как ребёнок осознает своё Я.

В раннем возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, но осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Достаточно рано сами дети начинают сравнивать себя с другими детьми по возрасту .

Если дети 4-5 лет ещё не все способны правильно выстроить половозрастную последовательность, то в старшем дошкольном возрасте дети должны выстраивать возрастную хронологию безошибочно. Так же в старшем дошкольном возрасте приходит понимание необратимости пола (его неизменности) .

Именно дошкольный возраст является базовым этапом в развитии половой идентификации, но, несмотря на это, научная литература по данной проблематике отличается отрывочностью подачи информации, а сама проблема развития половой идентификации остается малоизученной, что обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 116», а также на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9» г. Череповца, в котором приняли участие 30 детей трёх разных возрастных групп.

В первую группу опрашиваемых входили 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4х лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, вторая группа респондентов - 10 детей средней группы детского сада (4-5 лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, третья группа - 10 детей старшего дошкольного возраста - 5 мальчиков и 5 девочек.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:

1) Беседа с ребёнком.

Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.

Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

3) Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.

Полученные эмпирические данные позволили нам выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Дети знают о своей половой принадлежности и чётко различают пол окружающих их людей. Это говорит о том, что половая идентификация у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста сформирована, однако, в её основе чаще всего лежат случайные внешние признаки (причёска, тип одежды).

Мальчики младшего дошкольного возраста увидели, что девочки отличаются от них наличием косичек (50 %), 30 % детей (девочки) сказали, что «видели себя в зеркале» и 20 % данный вопрос оставили без ответа.

Дети среднего дошкольного возраста выделили следующие отличительные признаки между полами: длина волос - 80 % детей (из них 30 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек), причём один мальчик отметил, что у девочек растут волосы вниз, а у мальчиков - вверх; одежда - 90 % детей (из них 70 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек); красоту девочек как внешний признак выделяют 20 % детей (девочки); голос как отличие между мальчиками и девочками выделил один мальчик - это 10 %; мальчики - как защитники (10 %); способность женщины к рождению ребёнка (10 %). Из всех опрошенных 40 % не выделили отличий мальчиков от девочек и характерных для них признаков без наводящих вопросов.

100 % детей старшего дошкольного возраста видят отличия в причёске, в одежде - 80 % детей (из них 40 % - мальчиков и 40 % - девочек). Одна девочка видит отличие в цветах одежды мальчиков и девочек (10 %). 20 % детей (мальчики) считают, что девочки и мальчики играют в разные игрушки, 1 мальчик заметил, что только девочки красят губы (это 10 %), другой мальчик видит отличие в именах (10 %). Ещё один мальчик считает, что только девочки носят серёжки в ушах, поэтому выделяет данный признак как отличие между полами (10 %). Только один ребёнок (мальчик) считает, что мальчики никогда не плачут и защищают девочек - это 10 %. И одна девочка выделяет как внешний признак - красоту девочек, умение «наводить» красоту (10 %).

Такие половые признаки как эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности в большинстве случаев дети не выделяют.

Следует отметить, что некоторые младшие дошкольницы (20 % детей) отметили качества, характерные женщине - это доброта, ум, красота, в отличие от мальчиков, которые не смогли привести никаких аргументов (50 %).

Дети среднего дошкольного возраста отмечают качества не в соответствии с полом, а в соответствии с возрастом. Например, в будущем 70 % детей видят себя большими (из них 30 % мальчиков и 40% девочек) и высокими - 20 % (из них 10 % девочек и 10 % мальчиков); 20 % детей (мальчики) не смогли «увидеть» себя взрослыми; один мальчик видит себя сильным (это 10 % детей); другой мальчик дал такое описание своего образа в будущем: «Я буду умным, буду зарабатывать денежки, чтобы мама покупала моему брату сладости» (10 %).

Дети старшего дошкольного возраста отмечают качества в соответствии со своим полом: мальчики в будущем хотят быть сильными, смелыми, храбрыми, ловкими, а девочки - хорошими, красивыми, любимыми, милыми, умными, добрыми и ухоженными.

Анализ результатов показал, что дети не только среднего и старшего, но и младшего дошкольного возраста идентифицируют в соответствии с полом понятия «дядя» - «тетя», супружеские понятия («муж» - «жена»), и родительские понятия («папа» - «мама»).

Все диагностируемые дети эмоционально положительно относятся к себе как к носителю пола. Некоторые дети среднего (20 %) дошкольного возраста верят в возможность смены пола, в отличие от младших и старших дошкольников, которые полностью осознают необратимость пола.

Практически все дети среднего дошкольного возраста не хотят менять свой пол - это 90 % детей. Только один мальчик не смог дать однозначного ответа на вопрос, хотел бы он проснуться девочкой или нет (10 %).

В проведенном исследовании дети старшего дошкольного возраста не хотят менять свой пол и очень огорчились, если бы это произошло, за исключением одного мальчика (это 10 % детей), который, не огорчился, но, при этом, не приспосабливался к новой роли, а пытался бы изменить то, что с ним произошло («конечно, пытался бы изменить», - говорит Ваня с задорной ухмылкой).

Данная ситуация имеет свои отличительные особенности: в случае смены пола большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста не огорчились бы, в отличие от детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Неоконченные ситуации», позволила проследить различные предпочтения детей, в зависимости от пола и возраста. В ходе исследования детям предлагалось 2 неоконченные ситуации, в которых они выбирали между мужским и женским образцами поведения.

Так, в ситуации выбора подарка на день рождения для представителя своего пола большинство детей младшего дошкольного возраста (70 %) выбрали вариант ответа адекватно своему полу: мальчики (30 %) - «машинку» и «конструктор»; девочки (40 %) - «игрушечный дом». Соответственно 30 % детей - выбрали неправильный вариант ответа. Мальчики (20 %) объяснили свой выбор тем, что в игрушечном доме можно «играть человечками» и это для них является более интересным. Только одна девочка (10 %) выбрала подарок неадекватно полу - «конструктор», затрудняясь объяснить свой выбор.

Это объясняется тем, что в данном возрасте оценка ребёнком степени своей маскулинности/феминности затруднена неопределённостью детских полоролевых предпочтений.

Следует отметить, что все дети среднего (100 %) и старшего (100 %) дошкольного возраста в предложенной ситуации выбирали тип поведения в соответствии с полом.

Другая ситуация предполагала описание того, как мальчик может поиграть с куклой и как девочка может поиграть с машиной.

Все дети младшего и среднего дошкольного возраста полностью исключили возможность мальчика играть с куклой, а девочки с машинкой.

Но два ребёнка старшего дошкольного возраста - мальчик и девочка, что составляет 20 %, допускают иной вариант ответа. Они считают, что мальчик, например, может играть куклой, инсценируя её похищение монстрами, а девочка вполне может играть машинкой, катая в ней кукол или другие игрушки.

При выявлении половозрастной идентификации половина испытуемых детей среднего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя с полом и возрастом - это 50 % детей (30 % мальчиков и 20 % девочек), из них один мальчик идентифицировал себя с образом настоящего и как дошкольника и как школьника (10 %), 30 % детей идентифицируют себя с образом школьника (это 20 % мальчиков и 10 % девочек), 2 девочки идентифицируют себя с образом девушки (это 20 %).

Один мальчик не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, а значит, идентификация с образом настоящего у ребёнка сформирована не в полной мере. Большинство детей среднего дошкольного возраста (90 %) свой предыдущий статус идентифицируют правильно; одна девочка (которая идентифицирует себя в настоящем с образом девушки) не смогла идентифицировать себя с образом младенца (10 %), но стоит обратить внимание, что она правильно определила «предыдущие» свои роли школьника и дошкольника. С образом будущего правильно идентифицировали себя 80 % детей, остальные 20 % не справились с выбором. Один мальчик (это 10 %), как говорилось выше, не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, поэтому эксперимент далее не продолжался. Другой мальчик считает, что школьником он был раньше (10 % детей).

Половозрастную хронологию в правильном порядке выстраивает небольшое количество детей среднего дошкольного возраста - это 30 %. Почти половина испытуемых карточку с пожилым человеком не включает в половозрастную хронологию (40 % детей), хотя узнаёт бабушку и дедушку (30 % детей). Это ещё одна отличительная особенность половой идентификации у детей среднего дошкольного возраста.

Но следует отметить интересную особенность, что все дети как старшего, так и младшего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя, свой предыдущий статус и образ будущего с соответствующим полом и возрастом, в правильном порядке выстраивают половозрастную хронологию.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей младшего дошкольного возраста - предпочтение было отдано образам младенца и мужчины/женщины. Младенец оказался наиболее привлекательным для 50 % детей, объяснялось это большой симпатией дошкольников к малышам. Остальные девочки и мальчики младшей возрастной (50 %) группы, посчитавшие привлекательными образы мужчины и женщины, пояснили, что эти образы особенно нравятся им тем, что напоминают своих маму и папу.

Самыми непривлекательными образами для детей младшего дошкольного возраста являются образы бабушки и дедушки - 50 % (40 % девочек и 10 % мальчиков). Один мальчик (10 %) посчитал непривлекательным образ школьника, отметив, что совсем не хочет учиться в школе. Ещё 20 % детей (мальчики) не выделили какого-либо непривлекательного для них персонажа.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей среднего дошкольного возраста проявились половые особенности, поэтому полученные данные проинтерпретированы отдельно по мальчикам и девочкам.

Самыми привлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ школьника - это 60 % («как я»; «как брат»; «потому что я в школу хожу») и образ мужчины - 60 % («как папа, он меня на ручках носит»; «я буду таким»; «нравится цвет одежды»). Образ юноши привлекает одного мальчика - это 20 % («как брат»). Образ дошкольника считает привлекательным 20 % мальчиков («как я») и один мальчик считает привлекательным образ дедушки - 20 % («нравится цвет одежды»).

Самыми непривлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ младенца (20 %) и образ мужчины (20 %). Следует отметить, что большинство мальчиков (60 %) не выделяли непривлекательного персонажа, относя к нему все оставшиеся образы.

Самым привлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ девушки - 80 % («как мама»; «как я с бантиком»; «красивая как я»; «большая»). Образ младенца выбрала одна девочка - это 20 % и объяснила свой выбор тем, что сама хотела бы быть похожа на девочку с картинки.

Самым непривлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ бабушки - это 40 %. Свой выбор девочки объясняли по-разному, - «не очень красивая, старенькая»; «не бабушка это». 20 % девочек непривлекательным образом считают дошкольника и школьника, объясняя свой выбор тем, что у них волосы короткие. Для одной девочки непривлекательным является образ дедушки - 20 % («дедушка ругается»). Другая девочка не выделила непривлекательный образ, относя к нему все оставшиеся (20 %).

Самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ девушки/юноши - 60 % детей (из них 20 % мальчиков и 40 % девочек). Мальчики, выбирая образ юноши, объясняли это тем, что он сильный и взрослый. Девочки объясняли выбор образа девушки тем, что она взрослая, большая и красивая. Также дети отдают предпочтение образу школьника, потому что хотят пойти в школу, как они и объясняют свой выбор - 40% детей (из них 20 % мальчиков и 20 % девочек). Образ дошкольника считает привлекательным один мальчик - это 10 % детей («я сейчас такой»), и образ младенца выбрала одна девочка - это 10 % («красивый малыш»).

Самым непривлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ пожилого человека (дедушки и бабушки) - 50 % детей (из них 30 % мальчиков и 20 % девочек). Дети однозначно объяснили свой выбор, - «Он(-а) старый(-ая). Я таким(-ой) быть не хочу». Образ младенца считают непривлекательным 20 % детей (из них 10 % мальчиков и 10 % девочек). Одна девочка объяснила свой выбор так, - «Маленькие всегда плачут». Один мальчик считает самым непривлекательным образом - картинку с изображением мужчины - это 10 % («просто не нравится»). 20 % детей (2 девочки) не выделили непривлекательного образа («все нравятся»).

Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.

Перспективу нашего исследования составляет разработка методических рекомендаций по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).

Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Раздел для педагогов предполагает рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.

Список литературы:

1.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2- Изд. 2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.

2.Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008. - 237 с.